По подсчетам аналитиков «Метриум», в Москве представлено 46 новых высотных комплексов свыше 27 этажей (здания высотой порядка 95–100 м). Они составляют 14% от общего числа столичных новостроек. Примечательно, что в бизнесклассе доля таких объектов сегодня наибольшая и достигает 16%. В элитном и комфорт-классе доли идентичны — по 12%, однако раньше жилые высотки были представлены только в элитном сегменте.
Если преимущества небоскребов очевидны — отличные виды, престиж, низкий уровень шума, то вокруг других характеристик таких домов ходит множество кривотолков. Среди них встречаются как вполне ожидаемые опасения за пожарную безопасность и бесперебойную работу лифтов, так и экзотические страхи перепадов электромагнитного излучения и даже социальной отчужденности.
В массовом сознании бытует стереотип о том, что практически любой пожар может превратить горящий небоскреб в ловушку. В истории небоскребов действительно есть примеры фатальных последствий таких чрезвычайных ситуаций, но они относятся либо к экстраординарным происшествиям (к примеру, теракт 11 сентября 2001 года), либо к явно устаревшим зданиям, возведенным в середине прошлого века (Grenfell Tower в Лондоне).
На практике пожары в современных высотных зданиях — большая редкость. Технологии, само оборудование и требования к системам предупреждения, накопленный опыт строительства позволяют их вовремя предотвратить или быстро ликвидировать. Для этого высотное здание оснащается системами предупреждения, оповещения, управления эвакуацией и автоматического пожаротушения.
«Главная особенность высоток в том, что такие здания умеют тушить себя сами, — комментирует Роман Сычев, генеральный директор Tekta Group. — К примеру, наш жилой комплекс “Маяковский”, насчитывающий 36 этажей, оснащен системой спринклерного пожаротушения. Она состоит из магистралей с распылителями, которые имеются во всех местах общего пользования здания. В случае возникновения пожара срабатывают температурные датчики, после чего спринклеры (оросители) начинают распылять вещество, подавляющее возгорание. Такая система пожаротушения позволяет локализовать практически любой пожар. Кроме того, все корпуса проекта оснащены четырьмя лифтами, два из которых предназначены для перевозки пожарно-спасательных команд».