Русская философия органически связана с развитием русской культуры. Развитие отечественной культуры — сложный исторический процесс. Сложность его заключается в следующем: в сочетании в нем различных культурно-образовательных форм; в смешении различных инокультурных влияний, причем некоторые из них имеют опосредованную форму; в сильном идеологическом воздействии на этот процесс, что обусловлено в значительной степени объективным или субъективным преувеличением роли идеологического фактора в жизни общества и государства.
Своеобразность развития русской культуры проявилась в форме пережитых ею трех переломных моментов. Первый такой момент она пережила в конце Х века, второй — в начале XVIII века, третий — в 1917 году. Первый из них был связан с отрицанием языческой культуры православно-христианской культурой; второй — с трансформацией культуры предшествующих веков в культуру петровского и послепетровского времени, культуру светскую — секуляризованную, дворянскую по своему социальному носителю; третий — с отрицанием дворянской культуры культурой пролетарской.
Смена системообразующих принципов в рамках переломных моментов, однако, не приводила к полному уничтожению или смене общекультурных ценностей. Поэтому можно говорить о едином культурном процессе в России. Различия этих культурно-исторических эпох определили формирование очень разных по своему категориальному составу систем культурного мышления и восприятия. «Ценностные качели истории неизбежно влекут за собой смену полюсов, хотя ядро культуры имеет относительно консервативную природу», — отмечает Е.Э. Дробышева [7, с. 7].
В истории российской культуры огромную роль сыграли русские мыслители-просветители. Несмотря на то что центром Просвещения в XVIII веке считалась Франция, со времени Петра I в России Просвещение обретало все более четкий светский характер. Обращение к философской традиции XVII–XVIII веков открывает перед историком философии необычайно пеструю палитру философских взглядов и их оттенков. На фоне этого многообразия наиболее отчетливо просматриваются две основные «цветовые» гаммы — это философский эмпиризм англосаксонской школы и философская метафизика немецкой школы [11].