По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94 (47) 17 ББК 87.3 П 16

Секуляризация отечественной культуры как проблема философского знания

Панибратцев Андрей Викторович ФГОУ ВПО «Московский государственный технический университет гражданской авиации» Россия, 125993, г. Москва, Кронштадтский бульвар, д. 20, E-mail: pasabas@yandex.ru

В статье выделены основные переломные моменты развития русской культуры. Выявлена смена системообразующих принципов в рамках переломных моментов отечественной истории. Проанализировано значение русских мыслителей в формировании систем культурного мышления и восприятия. На примере творчества Г.Б. Бильфингера показано складывание онтологических конструкций в отечественной философии. Рассмотрены тенденции секуляризации и размывания сакральных традиций в русской культуре. Отмечено, что все артефакты отечественной культуры отражают стремление к абсолютному добру. Сделан вывод о том, что в противовес ренессансному антропоцентризму русская метафизика развертывалась в перспективе понимания Бога и утверждала веру в качестве основополагающего измерения человека.

Литература:

1. Байдаров Е.У. Культура как духовная субстанция бытия человека и социума // Вопросы культурологии. — 2011. — № 9. — С. 32–37.

2. Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990. — Репринтное переиздание.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. — М., 1989.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрение. — М., 1994.

5. Булгаков С.Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков. Соч. В 2 т. Т. 1. — М., 1993.

6. Дождикова Р.Н. К вопросу об аксиологических основаниях обыденного познания // Вопросы философии. — 2013. — № 2. — С. 33–41.

7. Дробышева Е.Э. Традиция и контекст как элементы архитектоники // Вопросы культурологии. — 2011. — № 11. — С. 4–8.

8. Запесоцкий Ю.А. Образ как «текст» и ценностно-нормативная матрица культуры // Человек. — 2013. — № 2. — С. 93–97.

9. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. Из ранних произведений. — М., 1990.

10. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. — М., 1991.

11. Панибратцев А.В. Просвещение разума. Становление академической науки в России. — СПб.: Изд-во РХГИ, 2002.

12. Розанов В.В. О себе и жизни своей. Опавшие листья. Короб второй и последний. — М., 1990.

13. Святитель Григорий Палама. Беседы: В 3 т. / Пер. с греч. архимандрита Амвросия (Погодина). — Т. 1. — М., 1994.

14. Собрание писем Святителя Феофана. — Вып. 5. — М., 1899.

15. Телескоп. — 1831. — Ч. 1. — № 1.

16. Феофанов К.А. «Вечные вопросы» российской модернизации // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 3. — С. 3–20.

17. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1. — М., 1990.

18. Чернышевский Н.Г. Сочинения Т.Н. Грановского / Н.Г. Чернышевский. Полн. собр. соч.: В 15 т. Т. 3.

19. Bilfi nger G.B. Dilucidationes de Deo, anima, mundo et generalibus rerum adfectionibus contracte, cum variis luculentis accessionibus in usum studiosae iuventutis ex lectionibus academicis edidit. — Franancforii et Lipsiae, 1743.

Русская философия органически связана с развитием русской культуры. Развитие отечественной культуры — сложный исторический процесс. Сложность его заключается в следующем: в сочетании в нем различных культурно-образовательных форм; в смешении различных инокультурных влияний, причем некоторые из них имеют опосредованную форму; в сильном идеологическом воздействии на этот процесс, что обусловлено в значительной степени объективным или субъективным преувеличением роли идеологического фактора в жизни общества и государства.

Своеобразность развития русской культуры проявилась в форме пережитых ею трех переломных моментов. Первый такой момент она пережила в конце Х века, второй — в начале XVIII века, третий — в 1917 году. Первый из них был связан с отрицанием языческой культуры православно-христианской культурой; второй — с трансформацией культуры предшествующих веков в культуру петровского и послепетровского времени, культуру светскую — секуляризованную, дворянскую по своему социальному носителю; третий — с отрицанием дворянской культуры культурой пролетарской.

Смена системообразующих принципов в рамках переломных моментов, однако, не приводила к полному уничтожению или смене общекультурных ценностей. Поэтому можно говорить о едином культурном процессе в России. Различия этих культурно-исторических эпох определили формирование очень разных по своему категориальному составу систем культурного мышления и восприятия. «Ценностные качели истории неизбежно влекут за собой смену полюсов, хотя ядро культуры имеет относительно консервативную природу», — отмечает Е.Э. Дробышева [7, с. 7].

В истории российской культуры огромную роль сыграли русские мыслители-просветители. Несмотря на то что центром Просвещения в XVIII веке считалась Франция, со времени Петра I в России Просвещение обретало все более четкий светский характер. Обращение к философской традиции XVII–XVIII веков открывает перед историком философии необычайно пеструю палитру философских взглядов и их оттенков. На фоне этого многообразия наиболее отчетливо просматриваются две основные «цветовые» гаммы — это философский эмпиризм англосаксонской школы и философская метафизика немецкой школы [11].

Для Цитирования:
Панибратцев Андрей Викторович, Секуляризация отечественной культуры как проблема философского знания. Ученый совет. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: