По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сегментация посетителей: полученные знания в практической работе (по результатам социологических исследований Русского музея)

Екатерина Потюкова ведущий специалист Сектора прикладной социологии и работы с молодежью ФГБУК «Государственный Русский музей», Санкт-Петербург. Фото предоставлены автором статьи

С 1978 г. в ГРМ проводятся социологические исследования зрительской аудитории на экспозиции, временных выставках и мероприятиях. Сбор данных преимущественно проводится методом анкетирования, а обработка осуществляется по единой программе. В статье представлены результаты исследования сегментации посетителей, проведенного на основной экспозиции музея в 2019 г.

В современном обществе комфортность жизни человека во многом определяется объемом и качеством доступной ему информации. Информационное сопровождение, социальная коммуникация занимают особое место в деятельности различных социальных институтов. Объем информации непрерывно растет, медиа пестрят все новыми и новыми событиями и инфоповодами и новыми форматами их подачи — что приобрело особую актуальность в период пандемии коронавируса, когда различные стороны жизни перешли в онлайн. В таких условиях привлечь и тем более удержать внимание людей становится непросто. Музеи также столкнулись с этими вызовами современной эпохи.

Исторически сложилось, что основу деятельности музеев составляли сбор, сохранение и понимание произведений, объектов искусства. Музейная стратегия разворачивалась в фокусе отношений: «Собери это, и они придут». В настоящее время фокус все больше смещается в сторону желаний и ценностей аудитории, если музеи хотят привлечь к себе посетителей. Для музеев все большее значение приобретает позиция: «Знай их, и они придут».

Музей создается людьми и существует для людей. А как услышать «голос» посетителей? Какие сведения о посетителях могут сориентировать музейного специалиста, чтобы профессиональные усилия были направлены в те формы работы, которые получат наибольший отклик? Важно обратить исследовательский взор на пространство музея и его посетителей. Особенно если под генеральной задачей пиар-деятельности подразумевать создание и продвижение положительного образа музея в сознании актуальных и потенциальных посетителей и увеличение аудитории, посещаемости.

Какие данные нужны? Состав аудитории музея, приоритетные категории посетителей, тенденции изменений в составе зрительской аудитории. То есть нужно знание своей целевой аудитории — той части населения, которая заинтересована в посещении этого музея. Можно считать естественной целевой аудиторией тех посетителей, которые приходят в музей самостоятельно, то есть не с экскурсионными группами, заранее организованными преподавателями, турагентами и т. п.

Для Цитирования:
Екатерина Потюкова, Сегментация посетителей: полученные знания в практической работе (по результатам социологических исследований Русского музея). Дом культуры. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: