Сфера услуг активно развивающейся сети сервисных центров дилеров предприятий сельхозмашиностроения уже не ограничивается поставкой конечному потребителю комплекса машин и запасных частей, а значительно расширяется реализацией проектов по предпродажной подготовке, входному контролю запасных частей, сервисному обслуживанию техники и агрегатов в гарантийный и послегарантийный период.
Исходя из анализа исследований [1, 2], выявлено, что основным ресурсоопределяющим узлом в коробке перемены передач тракторов (КП) семейства «Кировец» с гидравлическим управлением является гидроподжимная муфта, входящая в состав ведущего вала, обеспечивающая совместно с механизмом переключения передач и гидроаккумулятором переключения передач без разрыва потока мощности.
При переключении передач происходит буксование дисков выключаемой и включаемой передач, вследствие чего диски испытывают большие термодинамические нагрузки, что приводит к изменению их геометрических размеров (короблению). В конечном итоге это является основной причиной снижения показателей надежности и негативно сказывается на обеспечении коэффициента готовности (табл. 1).
В настоящее время характеристики фрикционных дисков, применяемых в КП тракторов К-744Р, значительно изменились по сравнению с дисками ранее выпускавшихся тракторов К-701. Так, вместо стальных ведомых дисков стали использовать фрикционный материал производства Молодечненского завода порошковой металлургии РБ. При этом производитель дает расчетный ресурс дисков на 20 тыс. включений, а интенсивность износа составляет порядка 2–6 мкм/км [3].
Для повышения эксплуатационной надежности КП в процессе работы техники встает вопрос о контроле использования передач по количеству включений для прогнозирования остаточного ресурса.
Стоит отметить, что в последних модификациях КП тракторов «Кировец» такая функция уже присутствует, однако в подавляющем большинстве КП тракторов К-701… К-744 ее нет.
Проведенное автором [2] обобщение результатов полученных на машиноиспытательных станциях и опорных базах ПО «Кировский завод» наблюдений эксплуатации тракторов, расположенных в этих районах, позволило установить распределение времени эксплуатации тракторов по видам работ в 1980-е гг. (табл. 2). При этом указывается, что при большинстве видов сельскохозяйственных работ используются 3-я и 4-я передачи II и III режимов.