По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сборные грузы, LDM и программа-планировщик погрузки

Транспортировка сборных партий грузов — это перевозка в одном транспортном средстве (автомобиль/самолет/поезд) грузов от разных грузоотправителей в одном направлении. Когда речь идет о перевозке сборных партий автомобильным транспортом, применяют термин LTL (Less Truck Load), то есть частичная загрузка грузовика. Когда перевозки требуют использования контейнеров, говорится о LCL (Less Than Container Load) — частичная загрузка контейнера. О способах расчета перевозки сборных грузов — в этом материале.

Слова разные, сущность одинаковая

При выставлении счетов грузоотправителям за транспортировки сборной партии, перевозчик будет учитывать массу (т) и объем (м3) каждого из грузов. А поскольку транспортное средство (ТС) может одновременно перевозить и могильную плиту, и кукурузные палочки, логичным представляется рассчитать массо-габаритные значения грузов через условную массу отправления (т/ м3). То есть счет за перевозку груза в составе сборной партии будет выставлен каждому грузоотправителю по расчетной массе его отправки (или как еще называют, таксационный вес груза).

Следовательно, расчетная (условная) масса отправки определяется соотношением фактической массы груза к коэффициенту использования грузоподъемности ТС.

Вы можете этот показатель знать за другими названиями:

● расчетный вес груза. Что с одной стороны немного странно, поскольку вес — это сила, с которой предмет осуществляет давление на поверхность и измеряется в Ньютонах. Зато масса является физической величиной, что собственно показывает количество вещества в предмете, напрямую зависит от плотности материала и измеряется в килограммах или тоннах. С другой стороны, уйма транспортной документации вмещает словосочетания вес нетто/брутто наряду с массой нетто/брутто;

● условная расчетная тонна;

● объемный (габаритный) вес груза;

● таксационный вес груза (вес таксации груза).

В любом случае, все эти названия имеют одинаковую дефиницию и чисто по физическим свойствам, являются плотностью, т. е. показывают массу груза (т), что приходится на объем (м3). А что действительно отличается, так это сам расчет таксации груза на различных видах транспорта.

Грузовой автомобильный транспорт

Расчет таксации груза проводят через, так называемые, нагрузочные метры, или LDM (loading meter). LDM — это величина, определяющая массу 1 кг груза из расчета на 1 погонный метр (пм) ТС. Другими словами, какую массу груза вдоль борта должен перевозить грузовик, чтобы не превышать допустимые нормы.

Определить LDM можно для любого автомобиля.

Например, определим LDM для тентованного грузовика EURO грузоподъемностью 20–24 т, объемом 82 м3 , длиной 13,6 м, шириной 2,45 м, высотой 2,4 м.

Для такого грузовика площадь 1LDM = 2,45 м2 (2,45х1 пм) и, соответственно объем составляет 1LDM = 5,88 м3 (2,45х2,4х1).

Масса погрузочного метра будет 1LDM = 1617 кг (22000 (грузоподъемность ТС) / 13,6); оптимальная расчетная масса отправки будет равна 1LDM = 275 кг/м3 (1617 / 5,88).

Таким образом, перевозчик рассчитывает для себя оптимальные «нормативные» значения веса 1 м3 , которые будут приняты во внимание при выставлении счета грузоотправителю.

В случае если груз грузоотправителя представлен к транспортировке на европаллетах размером 1,2 х 0,8, то одна европаллета занимает = 0,4 LDM (1,2х0,8 / 1LDM (2,45)).

А, следовательно, расчетная масса отправки одной европаллеты составит 0,4 LDM х 1617 кг = 647 кг.

Как отмечалось ранее, именно эта масса отгрузки и является основой для выставления счета при перевозке. Если фактическая масса груза на паллете превышает расчетную массу отправки, для выставления счета учитывают фактическую, и наоборот, если вес паллеты грузоотправителя — 400 кг, то счет будет выставлен по расчетной — в 647 кг.

В отношении автомобильных перевозок, значение таксационного веса будут разными, в зависимости от ТС который используют для перевозки. Чаще его принимают на уровне 300 кг/м3 , иногда 333, или 250 кг/м3 , LDM может быть 1850 кг/м3, Epall = 740 кг/м3 .

Если грузы не палетированы, расчет будет иметь следующий вид. Имеем сборную партию из двух грузов (2 colli) размерами 1,2х1,3 и массой 700 кг, и 3-х грузов (3 colli) размерами 1х0,9, массой 400 кг.

Тогда общая площадь, которую они займут, составит 1,2х1,3х2 + 1х0,9х3 = 3,12 + 2,7 = 5,82 м2 . Соответственно 5 грузов различных габаритов будут занимать суммарно 5,82 / 2,45 = 2,37 LDM грузовика: 2 colli = 1,2х1,3х2 /2,45 = 1,27 LDM, 3 colli = 1х0,9х3 / 2,45 = 1,1 LDM

Транспортная компания рассчитывает оптимальный для нее суммарный показатель таксации, то есть расчетной массы отправки для 5 colli, который составит 2,37х1617 = 3833 кг; соответственно для 2 colli = 1,27х1617 = 2053 кг (при фактической массе 1400 кг) и для 3 colli = 1,1х1617 = 1778 кг (при фактической массе отправления 1200 кг)

По факту, с учетом фактической массы каждого из грузов, показатель таксации (расчетной массы отправки) составит соответственно для 2 colli = 700х2х1,27 = 1778 кг (при фактическом 1400 кг) и для 3 colli = 400х3х1,1 = 1320 кг (при фактическом 1200 кг). Или же 1400х1,27 + 1200х1,1 = 3098 кг (при общем фактическом значении 2600 кг). Счет каждому грузоотправителю будет выставлено за большими значениями веса, соответственно для 2 colli = 2053 кг, 3 colli = 1778 кг.

3D-планировщик размещения грузов

Goodloading.com, приложениепланировщик размещения грузов в транспортных средствах позволяет произвести расчет LDM и получить 3D-модель загрузки.

Приложение доступно на шести языках: немецкий, английский, польский, французский, испанский и русский. Разработчики говорят, что выбирали среди наиболее популярных языков в мире в отрасли логистики. Количество пользователей на сегодняшний день составляет 20 тыс. чел./ мес. Основными пользователями выступают транспортные компании, производственные и те, у кого логистика занимает весомое место в цепочке поставок.

Регистрация. Приложение бесплатно к пользованию и продолжает усовершенствоваться. Доступно в браузерах на стационарных компьютерах, но не на мобильных устройствах.

Для начала пользования системной достаточно зарегистрироваться, это можно сделать через Facebook, Gmail, учетную запись Trans.eu или создать новую на сайте приложения.

Укладка грузов. Goodloading предлагает возможность размещать грузы в транспортном средстве как в порядке списка, так и смешанном. Кроме того, возможен импорт погрузочного списка из MS Excel (csv-файл). Приложение хорошо визуализировано, что позволяет поворачивать, штабелировать или удалять груз.

Грузы можно размещать на европоддонах, промышленных и авиаподдонах, контейнерах (боксах). Для расчета LDM, необходимо кроме тары, указать весо-габаритные характеристики груза и количество единиц.

Транспортные средства доступные в системе. Система работает с микроавтобусами, полуприцепами, грузовиками, контейнерами и другими типами погрузочных площадок.

Недоступны на сегодняшний день функции укладки грузов по диагонали, грузов не прямоугольной формы, группировка-разгруппировка грузов. Так же в системе не представлен авиа и железнодорожный транспорт.

Тем не менее, важно знать и о расчете LDM для авиаперевозок.

Авиаперевозки

Пока речь шла только о массе 1LDM без учета так называемой эталонной объемного веса. На практике, многие знают о существовании эталонных значений объема. Например, в Германии на автотранспорте эталонными есть 300 кг/м3 , для авиаперевозок это значение составляет 167 кг/ м3 . Надо отметить, что эти значения опять-таки условно эталонные, поскольку зависят от объема транспортного средства и его грузоподъемности.

В авиаперевозках груз считается объемным, если 1 м3 составляет менее 167 кг. Цифра взята путем простых математических расчетов: багажный отсек самолета имеет объем 150 м3 и грузоподъемность 25 000 кг. Соответственно на 1 м3 приходится 25 000/150 = 166,66 кг. Именно эта цифра была введена Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), как эталон для расчета объемных грузов на авиатранспорте. Следовательно, IATA ввела понятие объемного и расчетного веса. Согласно правилам IATA, таксационным расчетным весом считается большее значение из объемного и фактического веса.

Фактический вес — это вес груза + его упаковка (брутто-вес). Объемный вес показывает сколько места в грузовом отсеке самолета занимает груз.

Например, груз размерами — длина, ширина, высота составляет соответственно — 1,2х0,8х0,5 м. Этот груз объемом 0,48 м3 умножаем на эталонный показатель 167 и получаем таксационное значение 0,48х167 = 80,16 кг. Если действительная вес груза составляет более этого значения, например, 120 кг, то счет за транспортировку будет выставлено по 120 кг, в случае если действительная вес груза составит, например, 50 кг, то счет будет выставлен не за 50, а за 80,16 кг

«Эталонный» показатель будет различным в зависимости от вида транспорта:

● 167 кг/м3 —международные авиаперевозки,

● 200 — 300 кг/м3 — международные чартерные перевозки,

● 200 — 400 кг/м3 — автоперевозки.

Кроме того, таксационное значение может быть рассчитано по другой формуле:

● длина х ширина х высота / 5000.

Для предыдущего примера, будем иметь 120х80х50/5000 = 96 кг. Если действительная вес груза 120 кг, то счет будет выставлен за 120 кг, в случае если действительный вес груза 50 кг, будет выставлен счет на большее значение — 96 кг.

Если вы можете уменьшить объем груза за счет другой упаковки (вес неизменна), расчетные значения изменятся. Допустим, новые габариты груза составят 100х60х40, тогда, таксационное авиазначение будет 100х60х40 / 5000 = 48кг.

Заметьте, предыдущее было 96 кг, теперь за счет упаковки оно составляет 48 кг. А, следовательно, счет будет выставлен по 50 кг.

Делитель в 5000 используют UPS и DHL при осуществлении почтовых авиа отправлений. Где 5000 — это минимальный вес посылки в граммах, которое принимается к отправке транспортным оператором. Впрочем, у каждого оператора есть собственные значения, поэтому следить надо заранее.

Альберт Вайнштейн, по материалам компании Goodloading (Польша)

Язык статьи:
Действия с выбранными: