По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сближение взаимовыгодно

Пантелеев А. сотрудник отдела стратегий экономической политики, Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии
Желябовская К. сотрудник отдела стратегий экономической политики, Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии
Рябцев Н. сотрудник отдела стратегий экономической политики, Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии
Хажгериева А. сотрудник отдела стратегий экономической политики, Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии
Петакчян Н. сотрудник отдела стратегий экономической политики, Департамент макроэкономической политики Евразийской экономической комиссии

Представители ЕЭК подготовили аналитический доклад о сопряжении стратегии развития ЕАЭС и инициативы КНР «Один пояс, один путь», в том числе в формате электронной торговли.

В контексте сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь» (далее — ОПОП) развитие электронной торговли является одним из ключевых направлений сотрудничества. Уровень развития электронной торговли в Китае находится на высоком уровне по сравнению со странами ЕАЭС. Так, в КНР доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли в 2019 г. превысила 20 %, в Российской Федерации в 2018 г. соответствующий показатель составил 1,7 %, в Белоруссии и в Казахстане в 2017 г. — 2,8 и 1,2 % соответственно. Доля Китая на мировом рынке цифровой торговли (в совокупности сегментов B2B и B2C) составляет около 33 %, совокупная доля ЕАЭС — не превышает 1%. В то же время по отношению к среднемировым значениям цифровая трансформация в государствах — членах ЕАЭС идет опережающими темпами. Объем цифровой торговли ежегодно увеличивается приблизительно на 30 %, а отток потребителей из торговых центров составляет до 10 % в год. Наиболее успешными проектами в сфере электронной торговли на территории ЕАЭС являются маркетплейс для продажи одежды Wildberries, агрегатор заказа и организации доставки еды Delivery Club в России, многопрофильный холдинг Chocofamily в Казахстане, B2Bплатформа для доставки продуктов в рестораны Prodsklad в Киргизии, а также деятельность совместного предприятия «Яндекс» и Uber в области онлайн-заказа частных поездок в России, Армении, Белоруссии, Казахстане. Важно также отметить, что на текущий момент государства — члены ЕАЭС находятся на стадии формирования рынка электронной коммерции, разработка подходов к надзору и регулированию в данной области не завершена, следствием чего является ограниченность достоверных данных о структуре и динамике электронной торговли, в том числе с Китаем. Среди государств — членов ЕАЭС официальные данные о географии поставок по каналам электронной торговли опубликованы на разовой основе Центральным банком Республики Армения и свидетельствуют о незначительной роли Китая в цифровой торговле страны (ключевым партнером являются США). Между тем цифровая сфера определена в качестве одного из приоритетных направлений ОПОП и его сопряжения с ЕАЭС (транспортно-логистический коридор «Запад-Восток» для обслуживания в том числе информационных потоков). Направления сотрудничества КНР со странами — участницами ОПОП в цифровой сфере определены в трех из пяти приоритетах дорожной карты ОПОП, представленной КНР в марте 2015 г. (табл. 7).

Для Цитирования:
Пантелеев А., Желябовская К., Рябцев Н., Хажгериева А., Петакчян Н., Сближение взаимовыгодно. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: