Дата поступления рукописи в редакцию: 26.10.2022.
Дата принятия рукописи в печать: 20.11.2022.
Исторически наблюдалось изменение контекста введения международных экономических санкций. В период между двумя мировыми войнами санкции часто применялись, чтобы сорвать военные авантюры. В последние десятилетия спектр международных целей экономических санкций существенно расширился. Помимо предотвращения войны, они направлены на продвижение демократии, защиту прав человека, нераспространение ядерного оружия и пр. Санкции фактически стали рутинным и стандартным инструментом реагирования на «нестандартное» поведение страны-мишени, нацеленным на изменение ее поведения.
Примечательно, что международное право не предусматривает каких-либо ограничений на применение санкций, и их масштабы и формы зависят от их приемлемости с точки зрения общественного мнения. Возможно, что объем вводимых санкций должен быть пропорционален причинам их установления. Часто экономические санкции нацелены на то, чтобы уменьшить экспорт и экспортные доходы страны-мишени, что снизит ее способность закупать на мировом рынке необходимые товары, однако предоставит преимущества компаниям страны-мишени, аналогичные преимуществам тарифной защиты. Ограничения на импорт страны-мишени могут охватывать полное эмбарго или избирательные ограничения на поставки конкретной продукции (например, вооружения, технологий или технологически сложного оборудования), которые могут поддержать экономический и военный потенциал государства. Вследствие того что небольшие развивающиеся страны-мишени (Ирак, Куба) могут иметь существенную экспортную ориентацию по некоторым товарам, страны — отправители санкций часто поддерживают ограничения в отношении именно этих товаров. Президент США имеет больше прав на ограничение экспорта, чем импорта. Кроме того, учитывая, что международные потоки капитала в мировой экономике становятся все более значимыми, ограничения на эти потоки все чаще включаются в пакеты экономических санкций.