Часто встречающееся в СМИ слово «базовый» в названии тоннеля является калькой с немецкого слова Basis, которое в соответствующем контексте подразумевает подножие хребта: в немецкоязычных альпийских районах Швейцарии и Австрии термином Basistunnel обозначается тоннель, порталы которого находятся у самого подножия хребта. Благодаря такому расположению порталов поезд попадает в тоннель непосредственно с равнинного участка, что позволяет резко увеличить скорость и массу поездов.
На строительстве одновременно работали свыше 3500 рабочих, включая инженеров, планировщиков и геологов. Работы велись круглые сутки, семь дней в неделю. Для проходки тоннеля в скальных породах использовались как буровзрывные работы, так и несколько тоннелепроходческих комплексов (ТПК).
Тоннельный комплекс состоит из двух тоннелей (соединенных между собой галереями приблизительно через каждые 325 м), по которым поезда следуют в противоположных направлениях. Внутри тоннеля находятся две многофункциональные железнодорожные станции.
Сооружение такого тоннеля стало возможным в том числе благодаря химической продукции BASF для ведения строительных работ. «Мы гордимся тем, что сумели предложить инновационные решения и ноу-хау, которые помогли нашим заказчикам преодолеть многочисленные трудности в процессе реализации этого грандиозного проекта», — сказал Ральф Шпеттманн, глава строительного дивизиона BASF в мире.
В ходе строительства 57-километрового Готардского тоннеля было израсходовано около 4 млн метрических тонн бетона — это примерно в 40 раз больше, чем при возведении башни «Бурдж-Халифа», которая является самым высоким зданием на нашей планете. BASF поставлял добавки в бетон, инъекционные составы на минеральной основе для остановки водопритоков, а также огнеупорные строительные растворы.
На 20-километровом участке между населенными пунктами Эрстфельд и Седрун строители двух параллельных тоннелей и соединительных галерей, расположенных через каждые 300 м, использовали добавки в бетон производства BASF.