«Сегодня, в 8 часов утра от главного штаба к Детскосельскому вокзалу (ныне — Витебский — прим. ред.) отойдет первый автобус. Завтра движение будет происходить с 7 утра до 2 часов дня, — так писала «Ленинградская правда» 1 сентября 1926 года в статье «Первые автобусы».
А первым парком, из ворот которого вышли три автобуса немецкой фирмы «Фомаг», стал, естественно, парк под номером один.
История предприятия — это, в первую очередь, его люди. В автобусном парке № 1 работает 1760 человек. Его коллектив обслуживает 21 маршрут в 6 районах города — от Купчино до Васильевского острова — ежедневно на городские магистрали выходит 254 автобуса. А как сказала председатель Территориальной Санкт-Петербурга и Ленинградской обл. организации Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Галина Любина, по совету которой я и оказалась в автобусном парке, они здесь — удивительные: «Трудолюбивые, ответственные, дружные. Председатель профкома — Татьяна Маркова трудится там много лет, знает каждого и многое может рассказать».
Улыбчивая, обаятельная Татьяна и стала экскурсоводом: «Наш парк — особенный. И дело здесь не только в том, что мы — старейшие. Коллектив у нас всегда был замечательный. И пассажиры всегда говорили, что в первом автобусном работают самые вежливые и ответственные водители. Не в обиду коллегам будет сказано. Помнится ко мне пришел мастер — чинить стиральную машинку — и, как узнал, что я первом автобусном тружусь, разулыбался: «Я сам когда-то работал там, хорошее было время. Бывшей коллеге так машинку отремонтирую, что будет работать, как часы» И слово сдержал».
…За девяносто лет многое изменилось. Но осталось главное — любовь к своему делу и пассажирам. Хотя последние, по словам диспетчера Екатерины Васильевой, стали требовательней к комфорту и соблюдению графиков, чем, например, лет двадцать назад. Но и честнее и ответственнее. «Когда в автобусах стояли ручные кассы, что туда только не бросали, чтобы билет выкрутить — и пуговицы, и кнопки. Сегодня с электронными валидаторами так не забалуешь. Но и за бумажные билеты, даже при самостоятельной оплате рассчитываются аккуратно. В часы пик, в полном автобусе с задней площадки спешат в переднюю дверь, чтобы расплатиться», — говорит старейший водитель Алексей Солонский.