По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 008:379.85 DOI:10.33920/pol-01-2312-10

Самосовершенствование будущего специалиста в процессе присвоения цивилизационного наследия в туристических практиках

Кузнецова Наталья Валентиновна аспирант кафедры географии и туризма, ФГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ООО «Группа НТЛ», ГБУК «Объединение культурных центров Южного административного округа», 105458, Российская Федерация, г. Москва, ул. Чечулина, д. 1, e-mail: nataliakuzn2007@yandex.ru
Арпентьева Мариям Равильевна д-р психол. наук, доцент, академик Международной академии образования, член-корреспондент Российской академии естествознания, профессор Российской академии естествознания, свободный исследователь, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», 248000, Российская Федерация, г. Калуга, ул. Достоевского, д. 44, e-mail: mariam_rav@mail.ru

Цивилизационное наследие человечества в целом и даже отдельных народов все еще не стало доступно людям в целом: проблема кроется не столько в людях, сколько в отсутствии практик и самой цели понимания ценности присвоения каждым человеком возможно большего богатства наследия своего народа и других народов (человечества). Наука, искусство, религия, институты образования, социальной помощи и т. д. работают в этом направлении чаще всего фрагментарно, изолированно. Интегративной практикой может стать туризм. Пока что он все еще обычно носит характер разовых или периодических поездок, не имеющих систематических целей, и не ориентирован на задачи присвоения цивилизационного наследия, своего рода «цивилизационной компетентности» всех людей, однако это можно изменить. Даже сейчас многие виды туризма предлагают представление о нем как практике (ре) организации, совершенствования жизнедеятельности человека, стремящегося к расширению своих способностей и возможностей, своего жизненного мира, самосовершенствованию путем приобщения к разным граням цивилизационного наследия. Самосовершенствование будущего специалиста в профессиональной сфере может и должно сочетаться с совершенствованием в сферах личностного и партнерского бытия, с приобщением к достижениям цивилизации как таковым в синхроническом и диахроническом изменениях (настоящее, прошлое, будущее, своего и чужого мира/культур).

Литература:

1. Расторгуев В.Н. Цивилизационное наследие России: методология исследовательской программы и контуры долгосрочной стратегии. Журнал Института Наследия. 2018; 2 (13): 1–10.

2. Arpentieva M.R., Gasanova R.R., & Menshikov P.V. Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education. Service plus. 2021; 15 (1): 32–57. http://dx.doi.org/10.24411/2413-693X-2021–10104

3. Arpentieva M.R., Menshikov P.V., Kuznetsova N.V., & Gorelova I.V. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement. Services in Russia and Abroad. 2020; 14 (5): 6–25. http://dx.doi.org/10.24411/1995042X-2020–10501.0

4. Gasanova R.R., Arpentyeva M.R., Duvalina O.N. Niche tourism as a psychological and pedagogical practice and a direction of additional education. Service and Tourism: Current Challenges. 2021; 15, 2: 7–18. 10.24412/1995-0411-2021-2-7-18

5. Altinay Özdemir M. & Acar A. & Dinçer F. Spiritual tourism from past to present. Journal of International Social Research, 2018; 11 (58): 594–604. http://dx.doi.org/10.17719/jisr.2018.2574

6. Di Giovine M.A., Choe J. Pilgrimage beyond the Officially Sacred: Understanding the Geographies of Religion and Spirituality in Sacred Travel. New York, London, 2020; 206 p.

7. Vidal-Casellas D., Aulet S., Crous-Costa N. Tourism, Pilgrimage and Intercultural Dialogue: Interpreting Sacred Stories. New York, 2019; 447 p.

8. Dawson A. East is east, except when it’s west: The easternisation thesis and the western habitus. Journal of Religion & Society. 2006; 8: 1–12.

9. Devereux C. and Carnegie E. Pilgrimage: Journeying beyond self // Tourism — the spiritual dimension. Conference paper. Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation Publ., 2006: 1–5.

10. Korstanje M. E., Raj R., Griffin K. Risk and Safety Challenges for Religious Tourism and Events. New York: CABI, 2018; 170 p.

11. Liutikas D. Pilgrims: Values and Identities. New York: CAB Publ., 2020; 592 p.

12. Арпентьева М.Р. Экскурсовод-проводник в тревел-психотерапии (психотерапевтическом туризме). Инновации в экскурсионной работе: концепции, технологии, практика: монография. Часть 1 / под ред. О.Е. Афанасьева. Москва; Берлин: Direct-Media Publ., 2020: 318–351.

13. Арпентьева М.Р. Образовательный и религиозный туризм // Образовательный туризм в вузе и школе: материалы IV Московской городской конференции 18 марта 2017 г. / отв. ред.: О.В. Шульгина, Т.С. Воронова. М., 2017: 78–83.

14. Аршинова В.В., Токарь О.В., Кузнецова Н.В., Арпентьева, М. Р., Киричкова М. Е., Новаков А.В. Тревел-психотерапия, или психотерапевтический туризм. Сервис в России и за рубежом. 2018; 3: 6–24. https://doi.org/10.24411/1995042X-2018–10301

15. Parsons H., Mackenzie S.H. & Filep S. Facilitating self-development: how tour guides broker spiritual tourist experiences. Tourism Recreation Research. 2019; 44 (2): 141–152. http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2019.1582159

16. Maslow A. Motivation and Personality. — New York, NY: Harper, Deli: Prabhat Prakashan, 1954/2019; 200 p.

17. Santayana G. The Philosophy of Travel. The Birth of Reason and Other Essays. New York: Columbia University Press, Open Road Media, 1995/2017; 280 p.

18. Cohen E. Tourism, Leisure and Authenticity. Tourism Recreation Research, 2010; 35, 1: 67–73. http://dx.doi.org/10.1080/0 2508281.2010.11081620

19. Kögler I. Patchworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung. Theologischpraktische Quartalschrift. 2010; Bd. 158/1: 11–15.

20. Lester M. Sacred Journeys: You’re Guide to the World’s Most Transformative Spaces, Places, and Sites. New York: Adams Media Publ., 2019; 256 p

21. Chesworth N. The role of demographics, psychology and economics in understanding the spiritual dimension of tourism // Tourism — the spiritual dimension. Conference. — Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation, 2006: 1–5.

22. Меньшиков П.В., Кузнецова Н.В., Коробченко А.И., Голубчиков Г.М., Арпентьева М.Р. Психолого-педагогические аспекты глэмпинга: туризм как практика развития человека. Современные проблемы сервиса и туризма. 2020; 14, 2: 38–49. https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204

1. Rastorguev V.N. Tsivilizatsionnoe nasledie Rossii: metodologiia issledovatelskoi programmy i kontury dolgosrochnoi strategii [Civilizational heritage of Russia: the methodology of the research program and the outline of a long-term strategy]. Zhurnal Instituta Naslediia [Journal of the Institute of Heritage]. 2018; 2 (13): 1–10. (In Russ.)

2. Arpentieva M.R., Gasanova R.R., & Menshikov P.V. Psychological and pedagogical aspects of niche tourism in the system of additional education. Service plus. 2021; 15 (1): 32–57. doi: 10.24411/2413-693X-2021–10104

3. Arpentieva M.R., Menshikov P.V., Kuznetsova N.V., & Gorelova I.V. Esoteric tourism as a niche type of tourism: opportunities and ways of human self-improvement. Services in Russia and Abroad, 2020; 14 (5): 6–25. doi: 10.24411/1995-042X-2020– 10501.0

4. Gasanova R.R., Arpentyeva M.R., Duvalina O.N. Niche tourism as a psychological and pedagogical practice and a direction of additional education. Service and Tourism: Current Challenges. 2021; 15, 2: 7–18. 10.24412/1995-0411-2021-2-7-18

5. Altinay Özdemir M. & Acar A. & Dinçer F. Spiritual tourism from past to present. Journal of International Social Research, 2018; 11 (58): 594–604. http://dx.doi.org/10.17719/jisr.2018.2574

6. Di Giovine M.A., Choe J. Pilgrimage beyond the Officially Sacred: Understanding the Geographies of Religion and Spirituality in Sacred Travel. New York and London: Routledge Publ., 2020: 1–206.

7. Vidal-Casellas D., Aulet S., Crous-Costa N. Tourism, Pilgrimage and Intercultural Dialogue: Interpreting Sacred Stories. New York: CABI Publ., 2019: 1–447.

8. Dawson, A. East is east, except when it’s west: The easternisation thesis and the western habitus. Journal of Religion & Society. 2006; 8: 1–12.

9. Devereux, C. and Carnegie, E. Pilgrimage: Journeying beyond self. Tourism — the spiritual dimension. Conference paper. Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation Publ., 2006; 1–5.

10. Korstanje, M. E., Raj, R., Griffin, K. Risk and Safety Challenges for Religious Tourism and Events. New York: CABI, 2018; 170 p.

11. Liutikas, D. Pilgrims: Values and Identities. New York: CAB Publ., 2020; 592 p.

12. Arpentieva M.R. Ekskursovod-provodnik v trevel-psikhoterapii (psikhoterapevticheskiom turizme) [Tour guide-guide in travel psychotherapy (psychotherapeutic tourism)]. In: Afanasiev O. E. (ed.). Innovatsii v ekskursionnoi rabote: kontseptsii, tekhnologii, praktika: monografiia. Chast 1 [Innovations in excursion work: concepts, technologies, practice: monograph. Part 1]. Moscow, Berlin: Direct-Media Publ., 2020: 318–351. (In Russ.)

13. Arpentieva M.R. Obrazovatelnyi i religioznyi turizm [Educational and religious tourism]. In: Shulgina O.V., Voronova T. S. (eds.) Obrazovatelnyi turizm v vuze i shkole [Educational tourism at the university and school]: materials of the IV Moscow city conference on March 18, 2017. Moscow: MSPU Publishing House, 2017: 78–83. (In Russ.)

14. Arshinova V.V., Tokar O.V., Kuznetsova N.V., Arpentieva M.R., Kirichkova M. E., Novakov A.V. Trevel-psikhoterapiia ili psikhoterapevticheskii turizm [Travel-psychotherapy or psychotherapeutic tourism]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and abroad]. 2018; 3: 6–24. https://doi.org/10.24411.1995-042X-2018–10301 (In Russ.)

15. Parsons H., Mackenzie S.H., & Filep S. Facilitating self-development: how tour guides broker spiritual tourist experiences. Tourism Recreation Research, 2019; 44 (2): 141–152. http://dx.doi.org/10.1080/02508281.2019.1582159

16. Maslow A. Motivation and Personality. New York, NY: Harper, Deli: Prabhat Prakashan, 1954/2019; 200 p.

17. Santayana G. The Philosophy of Travel. The Birth of Reason and Other Essays. New York: Columbia University Press, Open Road Media, 1995/2017; 280 p.

18. Cohen E. Tourism, Leisure and Authenticity. Tourism Recreation Research, 2010; 35, 1: 67–73. http://dx.doi.org/10.1080/0 2508281.2010.11081620

19. Kögler I. Patchworkreligion, Theodiversität und eigener Gott: nicht nur eine kommunikative Herausforderung [Patchwork religion, the Theodiversity and your own God: not just a communication challenge]. Theologisch-praktische Quartalschrift [Theological and practical quarterly journal]. 2010; 158/1: 11–15. (In German)

20. Lester M. Sacred Journeys: You’re Guide to the World’s Most Transformative Spaces, Places, and Sites. New York: Adams Media Publ., 2019; 256 p.

21. Chesworth N. The role of demographics, psychology and economics in understanding the spiritual dimension of tourism. Tourism — the spiritual dimension. Conference. Lincolnshire: University of Lincoln Press, Department of tourism and recreation Publ., 2006: 1–5.

22. Menshikov P.V., Kuznetsova N.V., Korobchenko A. I., Golubchikov G.M., Arpentieva M.R. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty glempinga: turizm kak praktika razvitiia cheloveka [Psychological and pedagogical aspects of glamping: Tourism as a practice for personal development]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2020; 14 (2): 38–49. https://doi.org/10.24411/1995-0411-2020-10204. (In Russ.)

Цивилизационное наследие человечества в целом и даже отдельных народов все еще не стало доступно людям в целом: проблема кроется не столько в людях, сколько в отсутствии практик и самой цели и понимания ценности присвоения каждым человеком возможно большего богатства наследия своего народа и других народов (человечества). Наука, искусство, религия, институты образования, социальной помощи и т. д. работают в этом направлении чаще всего фрагментарно, изолированно. Интегративной практикой может стать туризм. Пока что он всё еще обычно носит характер разовых или периодических поездок, не имеющих систематических целей, и не ориентирован на задачи присвоения цивилизационного наследия, своего рода «цивилизационной компетентности» всех людей, однако это можно изменить. Даже сейчас многие виды туризма предлагают представление о нем как практике (ре) организации, совершенствования жизнедеятельности человека, стремящегося к расширению своих способностей и возможностей, своего жизненного мира, самосовершенствованию путем приобщения к разным граням цивилизационного наследия. Самосовершенствование будущего специалиста в профессиональной сфере может и должно сочетаться с совершенствованием в сферах личностного и партнерского бытия, с приобщением к достижениям цивилизации как таковым, в синхроническом и диахроническом изменениях (настоящее, прошлое, будущее, своего и чужого мира/культур). В процессе (пере) подготовки будущего специалиста в области педагогики, психологии, социальной работы, социологии и т. д. знакомство с туристической деятельностью, ее компетенциями является значимым каналом совершенствования и становления человека — будущего профессионала, переосмысления им и самим образовательным учреждением узкопрофессиональных практик, технологий и моделей, их существенная интенсификация и обогащение технологиями туристическими как технологиями приобщения к цивилизационному наследию. Ведущую роль в этом процессе имеют компетенции, ориентирующие человека на рефлексию/исследование образов жизни людей и групп, их целей и жизненных и профессиональных ценностей, ритуалов и духовно-нравственных аспектов бытия, эксцессов и рутин существования. Особое значение играет анализ индигенных и транскультурных аспектов «цивилизационного наследия» народов и человечества, понимание особости и единства человечества, народов и народностей и т. д. [Расторгуев, 2018; Arpentieva et al., 2021; Arpentieva et al., 2020; Gasanova R. еt al., 2021]. Именно это, связанные с этим воспитательные возможности туризма являются важным аспектом действительно успешной (пере) подготовки современных специалистов в области туризма и для туризма — в педагогической, психологической, социальной и иных сферах.

Для Цитирования:
Кузнецова Наталья Валентиновна, Арпентьева Мариям Равильевна, Самосовершенствование будущего специалиста в процессе присвоения цивилизационного наследия в туристических практиках. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: