Цивилизационное наследие человечества в целом и даже отдельных народов все еще не стало доступно людям в целом: проблема кроется не столько в людях, сколько в отсутствии практик и самой цели и понимания ценности присвоения каждым человеком возможно большего богатства наследия своего народа и других народов (человечества). Наука, искусство, религия, институты образования, социальной помощи и т. д. работают в этом направлении чаще всего фрагментарно, изолированно. Интегративной практикой может стать туризм. Пока что он всё еще обычно носит характер разовых или периодических поездок, не имеющих систематических целей, и не ориентирован на задачи присвоения цивилизационного наследия, своего рода «цивилизационной компетентности» всех людей, однако это можно изменить. Даже сейчас многие виды туризма предлагают представление о нем как практике (ре) организации, совершенствования жизнедеятельности человека, стремящегося к расширению своих способностей и возможностей, своего жизненного мира, самосовершенствованию путем приобщения к разным граням цивилизационного наследия. Самосовершенствование будущего специалиста в профессиональной сфере может и должно сочетаться с совершенствованием в сферах личностного и партнерского бытия, с приобщением к достижениям цивилизации как таковым, в синхроническом и диахроническом изменениях (настоящее, прошлое, будущее, своего и чужого мира/культур). В процессе (пере) подготовки будущего специалиста в области педагогики, психологии, социальной работы, социологии и т. д. знакомство с туристической деятельностью, ее компетенциями является значимым каналом совершенствования и становления человека — будущего профессионала, переосмысления им и самим образовательным учреждением узкопрофессиональных практик, технологий и моделей, их существенная интенсификация и обогащение технологиями туристическими как технологиями приобщения к цивилизационному наследию. Ведущую роль в этом процессе имеют компетенции, ориентирующие человека на рефлексию/исследование образов жизни людей и групп, их целей и жизненных и профессиональных ценностей, ритуалов и духовно-нравственных аспектов бытия, эксцессов и рутин существования. Особое значение играет анализ индигенных и транскультурных аспектов «цивилизационного наследия» народов и человечества, понимание особости и единства человечества, народов и народностей и т. д. [Расторгуев, 2018; Arpentieva et al., 2021; Arpentieva et al., 2020; Gasanova R. еt al., 2021]. Именно это, связанные с этим воспитательные возможности туризма являются важным аспектом действительно успешной (пере) подготовки современных специалистов в области туризма и для туризма — в педагогической, психологической, социальной и иных сферах.