Введение. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что результативность оказанной пациенту медицинской помощи во многом определяется качеством работы среднего медицинского персонала, который выполняет как многочисленные лечебно-профилактические и диагностические функции (а не только функции ухода), так и играет большую роль в организации самого процесса оказания помощи [1, 8]. Высшая цель сестринского дела состоит в том, чтобы удовлетворить жизненные потребности пациента для достижения его выздоровления, улучшения состояния здоровья и обретения им самостоятельности.
Медицинская сестра должна трансформироваться в хорошо образованного профессионала, равного партнера, способного самостоятельно работать с персоналом и населением, способствуя укреплению здоровья общества [4, 9]. Все это требует глубоких знаний, компетентности, навыков не только в области сестринского дела, но и в вопросах организации, психологии, педагогики [3, 5, 6].
В настоящее время уровень профессиональной подготовки среднего медицинского персонала не устраивает в полной мере ни их самих, ни работодателей, ни государство. Опрос медицинских сестер [2] показал, что 16 % из них испытывают недостаток профессиональных знаний. Удовлетворены были своей подготовкой в учебных заведениях только 36,4 % опрошенных медицинских сестер [7]. В начале своей профессиональной деятельности 61,4 % респондентов испытывали профессиональные трудности; 32,4 % не умели работать с аппаратурой; 41,2 % чувствовали недостаток практических навыков.
Среди различных видов мотивации человека, пожалуй, одним из наиболее действенных является внутренняя мотивированность: в постоянном самосовершенствовании, повышении уровня своей квалификации, достижении высокого профессионализма. А она, в свою очередь, невозможна без критической самооценки своих знаний и возможностей.
Целью настоящего исследования являлась самооценка уровня знаний среднего медицинского персонала в различных областях, связанных с оказанием сестринской помощи.
Материалы и методы. Нами была разработана специальная анкета, включавшая 30 вопросов открытого и закрытого типа. Анкетирование проводилось среди студентов, получающих высшее сестринское образование, и интернов по специальности «Управление сестринской деятельностью», а также среди практикующих медицинских сестер Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Республики Карелия. Общее число опрошенных составило 600 человек. Полученные данные были зашифрованы и обработаны с использованием персонального компьютера и статистических программ «Statistica 6». Оценка достоверности проводилась на основании критерии Стьюдента.
Результаты и их обсуждение. Одним из важнейших источников саморазвития является самостоятельное изучение различных информационных ресурсов. Более того, в последнем образовательном стандарте весьма значительное число часов подготовки отводится именно на самостоятельную работу. Для того чтобы она была максимально эффективной, необходимо соблюдение двух условий: желание учиться (постигать новое) и наличие возможностей (умение выбрать необходимые источники, способность их критического анализа с последующим синтезом, наличие достаточного резерва времени для изучения и т. д.). Традиционным и, пожалуй. Наиболее систематизированным источником информации является медицинская литература (учебники, монографии, а также специальные журналы). Респондентам был задан вопрос о том, читают ли они специальную литературу. 42,5 % ответили, что постоянно (причем, максимальным — 52,2 % — был показатель в возрастной группе 50 лет и старше); 55,2 % — читают изредка, а 2,3% ответили отрицательно (в возрасте до 30 лет показатель превышал данную величину почти вдвое, составив 4,6 %).
На вопрос о причинах редкого (недостаточно) изучения специальной медицинской литературы большинство (77,3 %) указали нехватку времени. Каждый шестой (15,6 %) респондент отметил дефицит нужной литературы (наибольшим — 23,9 % — был показатель среди лиц старшей возрастной группы). 4,3 % респондентов полагали, что и так обладают достаточными знаниями. Прочие ответы имели место в 2,7 % случаев.
Респондентам предлагалось также указать иные источники получения информации. Большинство (83,0 %) респондентов в качестве таковых указало Интернет (показатель снижается с 95,0 % в возрасте до 30 лет до 73,9 % в возрасте 50 лет и старше). 6,5 % отметили прочие (или несколько) источников.
Следующий блок вопросов анкеты был посвящен самооценке уровня их знаний в различных аспектах, связанных с сестринской деятельностью. Как видно из таблицы 1, примерно на уровне 4,5 баллов они оценили свою подготовленность, связанную с ежедневно выполняемыми функциями: сестринское дело (включая его специфику с учетом места работы), вопросы профилактики, соблюдение санитарнопротивоэпидемического режима, охраны труда и техники безопасности. Несколько ниже (4,3) была оценка знаний в области обеспечения качества сестринской и психологической помощи. Существенно ниже был уровень подготовки сестринского персонала в вопросах, связанных с организацией (и их труда, и работы учреждений в целом), включая: организацию (3,6) и экономику здравоохранения (3,3); правовые вопросы (3,5), маркетинг и менеджмент (минимальный балл — 3,1). Практически по всем оцениваемым аспектам наиболее высокими были самооценки уровня знаний среди респондентов 40–49 лет (таблица 1).
На наш взгляд, само по себе анкетирование заставляет сотрудников задуматься об уровне своих знаний, что может быть начальным этапом на пути их расширения. Однако для последующих шагов необходимы определенные объективные и субъективные условия и, в первую очередь, наличие потребности и желания к самосовершенствованию. Одним из наиболее оптимальных и сложных путей такового является получение высшего сестринского образования. Поэтому нами был задан вопрос о его желательности для средних медработников.
Довольно значительная, на наш взгляд, доля респондентов (41,3 %) хотела бы получить высшее сестринское образование. Почти столько же (39,9 %) ответили отрицательно на данный вопрос; остальные (18,8 %) не смогли дать однозначный ответ. Удельный вес ответивших положительно был выше в возрасте до 30 (59,1 %) и 30–39 лет (56,4 %); ниже — в 40–49 лет (35,8 %) и минимален (14,9 %) — в старшей возрастной группе. Среди работающих в стационаре он был выше (45,2 %), чем среди работающих в АПУ (34,9 %).
На вопрос о том, какую цель при этом преследуют респонденты, 31,7 % указали, что хотели бы совершенствоваться в своей профессии; 17,6 % стремились к карьерному росту; 3,3 % назвали прочие причины, а большая часть (47,5 %) уклонилась от ответа.
Разработка программ повышения квалификации персонала невозможна без учета мнения слушателей об их содержании. Нами был задан вопрос о том, насколько полный объем знаний получают медработники на курсах повышения квалификации. Считали его достаточным 66,8 % опрошенных. 24,2 % придерживались противоположной точки рения, а 9,0 % не смогли определиться с ответом. Доля отрицательных ответов была выше в возрасте до 50 лет (31,3 % в возрастной группе до 30 лет; 34,4 % — в 30–39 лет; 21,7 % — в 40–49 лет) и существенно (р < 0,05) ниже (11,0 %) — в старшей возрастной группе. Считали, что получают полную информацию, 71,4 % медицинских сестер; 66,7 % прочих специалистов и только 17,2 % руководителей сестринского дела.
В наибольшей степени были удовлетворены объемом получаемых знаний специалисты, окончившие учебные заведения более 15 лет назад (73,1 % положительных ответов).
На вопрос о том, какую информацию хотели бы получать слушатели на данных курсах, их ответы распределились следующим образом. 5,0 % хотели бы получить дополнительные знания по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима; 6,6 % — по организационно-правовым аспектам; 20,7 % — по вопросам, связанным с непосредственно выполняемой работой; 40,5 % — по вопросам, связанным с организацией работы персонала (психологические, правовые аспекты); 40,7 % — по прочим. 16,5 % отметили, что им достаточно получаемой информации.
Дополнительно респондентам был задан вопрос о том, какие бы темы они хотели изучить более подробно в процессе тематического усовершенствования. Почти четверть (24,2 %) респондентов указала на вопросы организации здравоохранения (включая экономико-правовые, теорию управления и пр.). К этому можно добавить еще 18,8 %, которые хотели бы более подробно изучить вопросы, связанные с ведением медицинской документации. Далее почти с равным удельным весом следует такие вопросы, как обеспечение санитарно-противоэпидемического режима (12,1 %), оказание неотложной помощи (12,0 %), психологии (13,4 %). Также были высказаны пожелания освещать новые вопросы по специальности (6,7 %), этике и деонтологии (6,0 %) и прочие (6,0 %).
Одной из форм обучения персонала является обучение на рабочем месте. Его преимуществами являются максимальная адаптация к конкретным потребностям, особенностям работы и использование реального оборудования с тщательной отработкой конкретных технологий.
При этом могут быть использованы следующие методы обучения на рабочем месте:
– демонстрация;
– наставничество;
– ротация видов работ;
– приобретение опыта и другие виды личного развития;
– беседы, дискуссии;
– анализ конкретных ситуаций;
– обучение с использованием компьютеров и интерактивного видео.
Поскольку наставничество в настоящее время является частично утраченной, но восстанавливающейся формой адаптации и обучения специалистов (в первую очередь, молодых) нами отдельно было изучено мнение респондентов о том, насколько данная форма подготовки является востребованной.
Исследование показало, что ее актуальность сохраняется, особенно для лиц со стажем работы до двух лет (почти половина — 48,2 % — из них полагала, что нуждается в помощи наставника). Но даже среди имеющих стаж работы более пяти лет почти каждый пятый (19,1 %) указал, что нуждается в наставничестве (преимущественно, в случае смены места работы).
Для определения важности наставничества и его эффективности нами было проведено анкетирование молодых специалистов одной из крупных многопрофильных больниц. Отвечая на вопрос о наличии у них «в анамнезе» проблемы трудовой адаптации, 69,7 % респондентов отметили, что имелись проблемы профессиональной адаптации и 66,0 % — проблемы социально-психологической адаптации. Стресс на этапе адаптации часто испытывали 49,2 % опрошенных; иногда — 30,1 % (20,0 % отрицали его наличие).
Среди наиболее актуальных проблем, с которыми столкнулись молодые специалисты, были следующие: недостаточная подготовленность рабочего места, неполное представление о должностных обязанностях и производственных инструкциях, правах и обязанностях (на что указали 40,5 % опрошенных); незнание коллектива, традиций, стандартов, принятых в том или ином отделении (42,6 %), что, на их взгляд, мешало нормальному взаимодействию. Почти треть (30,4 %) опрошенных при поступлении на работу мало представляла себе ожидаемые результаты деятельности.
Наставничество не только помогает в освоении профессии и адаптации в коллективе, но и оказывает, как показало исследование, гораздо более глубокое воздействие. Анкетирование, проведенное через год после поступления на работу и курации наставников, показало, что 56,2 % сотрудников испытывает интерес к карьерному росту, к делам и перспективам коллектива, стремится к углублению своих профессиональных знаний. Важно подчеркнуть также, что 89 % респондентов считали, что наставник оказала им реальную помощь и поддержку в процессе адаптации.
Заключение. Задача повышения квалификации среднего медицинского персонала сохраняет свою актуальность. Новые образовательные технологии (в том числе система непрерывного образования, дистанционное обучение и пр.) требуют существенного усиления личностного компонента: формирования заинтересованности в самообразовании и умения в поиске, отборе, критическом анализе различных источников информации. Наименее подготовлены сотрудники в вопросах организационно-правового характера. Наряду с теоретической подготовкой для повышения эффективности труда вновь принятых на работу сотрудников необходимо восстановление в полном объеме такой формы обучения, как обучение на рабочем месте с прикреплением к наставнику, что способствует более быстрой профессиональной и социально-психологической адаптации. Высказанные респондентами пожелания, касающиеся необходимости пополнения ими тех или иных знаний, необходимо учитывать при разработке (внесении изменений) в рабочие планы и программы образовательных организаций.