…Маленький импровизатор Том Сойер, который успешно провернул операцию по побелке дворового забора, поневоле преподал всем нам урок отличной социальной рекламы. Сначала литературный герой Марка Твена впал в уныние от предстоящей работы, которая в виде наказания досталась ему за плохое поведение. Но свое незавидное положение он быстро обернул преимуществом человека, который увлечен очень важным и почетным мероприятием. Итог для инициатора оказался победным: забор был побелен в три слоя увлеченными приятелями Тома, а ему самому досталась еще и куча «бонусных призов» в виде игрушек и побрякушек.
«Не каждому мальчику доверят такую ответственную работу» — эта фраза смышленого паренька вполне может стать своеобразным девизом для нынешних программ временной занятости подростков. Воззвания взрослых о том, как положительно влияет труд на воспитание подрастающего поколения, годятся для сухих статей или отчетных конференций. В реальной жизни притянуть ребят к тому же благоустройству могут задор и желание привнести собственную лепту в какой-либо видимый всем проект.
Можно возразить: у современников Тома не было гаджетов, они уж точно не сидели в заразительных соцсетях и частенько скучали. Да, но при этом юный выдумщик не мог предложить им ничего, кроме интереса. А нынешние ребята, желающие подработать, могут рассчитывать пусть на небольшой, но все же независимый и честный заработок. Выходит, что в современных условиях мы имеем никак не меньше рычагов, способных привить детям столь необходимое трудолюбие.
Недавно Президент России подписал федеральный закон с поправками в Трудовой кодекс, который теперь четко регламентирует время рабочего дня подростков. Кроме того, юные россияне с 15 лет смогут работать по настоящему трудовому договору. Все юридические нормы определены, и теперь успех программ временной занятости во многом зависит от правильно выстроенной социальной кампании.
Право, нет ничего дурного в том, чтобы поощрять отличившихся на трудовых площадках школьников как минимум добрым словом. Пусть это будет не стенгазета, а ролик в интернет-группе с одобряющими комментариями того же директора школы или сотрудника центра занятости — похвала всегда будет в силе. А плюс к этому катализатором успеха станет и упомянутое желание немного изменить мир, лично сделать его более уютным. Чтобы потом, проходя мимо местного сквера или памятного места, ученик мог с гордостью сказать приятелю: «Заборчик как новый, видишь? Это мы покрасили…»