В современных условиях среднестатистический выпускник российского вуза оказался крайне уязвим на профессиональном рынке труда по ряду причин:
— недостаток практического опыта (а часто и актуальных теоретических знаний);
— слабое представление о механизме функционирования рынка труда, реальной ситуации в выбранном сегменте рынка;
— необоснованно завышенные требования (заработная плата, должность, карьерный рост), предъявляемые к компании-работодателю;
— отсутствие возможности установить профессиональные контакты с наиболее привлекательными работодателями;
— недостаток информации о своих правах, возможностях, а также механизмах поддержки со стороны государства в сфере трудоустройства и занятости молодых специалистов;
— неготовность к профессиональной территориальной мобильности (например, стойкое нежелание покидать столицу даже при наличии реальных выгодных предложений со стороны региональных работодателей);
— недостаточный уровень знаний и навыков, особенно значимых для работодателя и существенно повышающих рыночную стоимость молодого специалиста (например, навыки работы с новейшими компьютерными программами, знание иностранных языков);
— уверенность в том, что наличие диплома о высшем образовании (особенно диплома престижного вуза) — гарантия востребованности на рынке труда.
На наш взгляд, отсутствие навыков самомаркетинга также является весьма значимым пробелом в профессиональной подготовке молодого специалиста.
В научной литературе самомаркетинг трактуется как взаимосвязанный комплекс мероприятий, включающий в себя объективную оценку своих знаний и умений, деловых качеств и психологических особенностей в определённой обстановке, применительно к конкретному рабочему месту, а также набор методов и средств по самосовершенствованию, повышению качества и уровня своих знаний и умений, развитию в необходимом направлении своих личностных деловых качеств, психологических особенностей [1].
...отсутствие навыков самомаркетинга является весьма значимым пробелом в профессиональной подготовке молодого специалиста...