По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Самарская область: ремесленные отрасли и производства как бренды

Татьяна Чертыковцева вице-президент Ассоциации «Ремесленная палата Самарской области», канд. экон. наук
Ключевые слова:

В статье рассматриваются правовые аспекты охраны традиционных знаний, технологий и ноу-хау на уровне регламентов международных соглашений и российского национального патентного законодательства в целях сохранения самобытности и идентичности регионов стран мира в конкурентной борьбе. Оценивается потенциал Самарской области как держателя возможных наименований места происхождения товара (НМПТ), где такой уникальный нематериальный актив должен быть зарегистрирован как объект интеллектуальной собственности. НМПТ как форма охраны интеллектуальной собственности является важным средством идентификации отдельного региона в конкурентной борьбе и средством повышения туристической привлекательности региона.

Литература:

1. Еременко В.И. Особенности правой охраны наименований мест происхождения товаров в Российской федерации // Биржа интеллектуальной собственности. — 2012. — № 2.

2. Журавлев М.В. Управление человеческим капиталом в интересах инновационного развития: новый подход к определению // Вестник-Экономист. — 2011. — № 1.

3. Dwijen Rangnekar The Socio-Economics of Geographical Indicators, UNCTADICTSD Project on IPRs and Sustainable Development /” Intellectual Property Rights and Sustainable Development”. — Issue Paper No.8- 2004

4. Jay D. Gatrell, S.L. Brian Geh. Trademark Data as Economic Indicator. United States 1996-2000, The Great Lakes Geographer,Vol.10,No.1, 2008

5. Xiuhai. Regional brands drive mechanism of the regional economic development, [D]. Master’s thesis, 2007.

В глобальном постиндустриальном рынке XXI столетия внутристрановые регионы выступают как самостоятельные экономические субъекты национальной экономики. Условия возрастающей межрегиональной конкуренции в значимый ресурс обратили различия в региональных ценностях, культуре, структуре экономики, институциях, историческом развитии. Наиболее конкурентоспособными оказываются те регионы, где помимо уникальных природно-климатических ресурсов, высока квалификация населения, имеются сильные традиционные товарные марки, сохраняются традиционные формы нематериального культурного наследия, формирующие самобытность и преемственность сообщества. Все это вносит вклад в достижение успешной конкурентоспособности того или иного региона, создания его идентичности, формирования его уникального бренда.

Современная Россия, активный участник мирового рынка и член ВТО, ориентирована на директивы и регламенты соглашений этой и других международных организаций. В отношении защиты нематериального наследия ЮНЕСКО в 2003 г. приняла Конвенцию, ставшую первым международным инструментом обеспечения правовой основы его охраны.

Конвенция трактует «нематериальное наследие» как формы выражения культуры (обряды, обычаи, верования), как знания и навыки, художественные каноны, традиционные ремесла, технологии изготовления предметов народно-прикладного искусства или быта и связанные с ними инструменты.

В постиндустриальном обществе для развития экономик регионов бесценный потенциал представляют имеющиеся здесь исконные, характерные для данной территории знания, которыми являются традиционные технологии и ноу-хау преимущественно ремесленные, а также сами уникальные специализированные умения и навыки мастеров ремесла.

Учитывая, что традиционные знания составляют неотъемлемую часть не только культурной, но также экономической и социальной самобытности многих конкретных территорий, Межправительственный комитет Всемирной организации интеллектуальной собственности принял решение о необходимости правовой защиты этого понятия на уровне национальных законодательств.

Для Цитирования:
Татьяна Чертыковцева, Самарская область: ремесленные отрасли и производства как бренды. Дом культуры. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: