Экспертный клуб «Социальная динамика», совместный проект программы «Коммуникации в государственных структурах и НКО» ВШЭ и Центра социального проектирования «Платформа», организовал дискуссию «Сверхновое медийное пространство».
Открывая обсуждение, академический руководитель программы, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Никита Савин подчеркнул, что для осмысления событий последних недель в медиасреде потребуется время, пока для этого не хватает и теоретического языка: «Мы пытаемся объяснить, что происходит с медиасредой, рекламным рынком и общественным мнением и как это влияет на российское общество в краткосрочной и долгосрочной перспективе».
Основатель ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов отметил, что вследствие прекращения деятельности ряда СМИ и ухода части соцсетей сократилось число площадок для экспертного высказывания и содержательных дискуссий. Появляется запрос на новые инструменты коммуникации с кругом людей, влияющих на лиц, принимающих решения, начался поиск мест для обмена мнениями. Он предположил, что ситуация может вернуться к началу и середине XIX в., когда важнейшие новости обсуждались в светских салонах. «Возможно, мы воспроизведем салонный Петербург и Москву, когда просвещенное общество создавало и продвигало смыслы», — сказал он.
Руководитель дирекции стратегии, аналитики и исследований АНО «Национальные приоритеты» Юлия Грязнова отметила, что прекращение работы некоторых соцсетей сильно ударило по малому бизнесу, который использовал их в продвижении своих товаров и услуг, и по молодежи, для которой они были местом общения и обмена информацией.
Она предположила, что место ликвидированных медиа займут новые, имеющие скорее развлекательную, чем информационную направленность. Вероятен и цифровой детокс: люди закрыли соцсети и читают книги, возможно, у нас появится новая элита, не читающая чепухи и обсуждающая действительно важные проблемы.
Заведующий Центром медиапрактик ВШЭ Глеб Черкасов не согласился с Юлией Грязновой и предположил, что ушедшие соцсети заменят сохранившиеся или новые. Развитие и восстановление прежних практик зависит от того, были ли изменения обратимыми или нет. «Я не уверен, что нам придется удалять все иконки соцсетей из телефонов», — сказал эксперт. Он предположил появление значительного числа локальных медиа, отражающих ситуации, интересные группам местных жителей, и развитие подкастов, подготовка которых несложна. Он также напомнил, что в 1991–1993 гг., когда ситуация в экономике была существенно хуже, медиарынок быстро развивался. Также он обратил внимание на корпоративные медиа, через которые бизнес общается со своими сотрудниками. «Если будет разговаривать кто-то еще, это шанс. Через месяц мы будем знать больше», — подытожил он.