В мире предметов, окружающих человека есть конкретные предметы, которые сам человек наполняет сакральным смыслом. Эти предметы из поколения в поколение использовались в религиозных ритуалах, молитвах, тем самым они приобретали статус сакрального предмета. В каждой религии есть свои религиозно-культовые атрибуты. У них различные названия и формы, но все они имеют общее для всех и каждого предназначение — служение Богу. В фондах Дербентского музея-заповедника хранится интересный атрибут религиозного культа — исцеляющая чаша-«джам». Такие чаши веками хранились в мусульманских семьях и передавались по наследству.
Культура чаши исцеления известна еще с древних времен у многих народов. Подобные чаши в мусульманских странах таких как Иран, Турция, Азербайджан имели особое применение в народной медицине и называли «шифа-тас», что в переводе означает чаша, дающая исцеление. Чаши изготавливались из глины, дерева, редко-серебро, однако самыми распространенными были медные, бронзовые, латунные. Данная чаша «джам» изготовлена из желтой меди.
С давних пор достоверно известно, что медь обладает («чудодейственными») медицинскими свойствами. В медной посуде вода обеззараживается, потому что имеет противовоспалительное и антимикробное действия.
Ритуальные чаши представляли собой неглубокие миски диаметром 16 и 18 см и высотой 5 см. Отличительной чертой этих джамов служил полусферический выступ на дне виде усеченного конуса. В некоторых чашах на выступе закреплялась маленькая чашечка. По краю чашечки имелись отверстия, к которым прикрепляли сорок маленьких ключей. На ключах имелись надписи. Изнутри и снаружи такой джам был сплошь покрыт записями молитв из Корана. Сплошная двухсторонняя гравировка или чеканка арабской вязью-эта еще одна отличительная особенность этих чаш. Из них сорок раз поливали водой во время купания выздоровевших после болезни рожениц — верили, что таким путем человек очищается от последствий болезни. При этом обряд сопровождался чтением определенных молитв 40 раз для новорожденного и матери. Название такой чаши «гырхачар-джам», что в переводе означает «джам сорока ключей». Тексты представляли собой сунны из Корана, молитвы, перечисление 99 имен Аллаха, хадисы. В исламе существуют специальные лечебные молитвы при чтении которых можно успешно лечить человека. Коранические тексты были призваны наделять воду целительными свойствами, освящать ее. В исламской культуре само божье слово, начертанное на любом материале, становилось священным. Обязательно на всех чашах пожелание «Аллах sifa versin» — «Аллах дарует исцеление.» Применять лечебные чаши могли не все. Таким правом пользовались потомки Пророка Мухаммеда, образованные и праведные люди, а также народные целители «эким», которые по исламским канонам совершали обряд омовения и намаз, потом приступили к чтению необходимого набора молитв перед чашей, наполненной водой. Вода наделялась целительными свойствами, ею поили либо обливали больного. Не всякую воду можно было использовать: это должна быть вода из святого источника Зам-Зам, дождевая, либо вода из подземного источника.