По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Садовый спектакль

Ключевые слова:

Историко-художественная выставка в Московском музее-заповеднике «Царицыно», посвященная пейзажному садовому стилю, не только знакомит с лучшими садами и парками Европы и России XVIII — первой половины XIX столетия, но и призвана дать импульс к творческой работе в собственном саду.

Открывая новую экспозицию, один из ее кураторов1 — Борис Михайлович Соколов, доктор искусствоведения, профессор, член правления Общества изучения русской усадьбы, автор образовательного проекта «Сады и время», анонсировал серию выставок, раскрывающих своеобразие садового искусства нескольких эпох («Вечный Версаль: французский сад в Европе и России», «Зеленая книга: символика сада от Ренессанса до символизма», «Уютный сад: ботаника и садоводство XIX века», «Сады ХХ столетия»).

Пейзажная «революция» XVIII столетия началась в Англии, где были разработаны главные принципы создания ландшафтных садов и парков. На выставке можно познакомиться с самыми известными британскими садовыми ансамб-лями — виллы «Чизик», где Уильям Кент создал первый пейзажный парк, садов «Кью» с их экзотическими павильонами, парка «Сент-Джеймс» и грандиозного «Стоу».

Пока знатоки садового искусства обвиняли англичан в заимствовании стиля у китайцев, пейзажный парк появился во Франции. Английская система соединилась с философией возврата к природе, которую исповедовал Жан-Жак Руссо, и в результате родились такие парки, как декоративный «Трианон», театральный «Монсо», философский «Эрменонвиль». Великолепные парковые ансамбли появились позже и в Германии, Польше, Австрии — это «Верлиц», «Вильхельмсхойе», «Веймар», «Лазенки», резиденции Вены.

С воцарением Екатерины II пейзажный стиль пришел в Россию. Об увлечении Екатерины пейзажным садовым стилем говорят сделанная ею рукописная копия трактата Томаса Вейтли и собрание английских гравюр с видами парков. Русским садам и паркам эпохи Просвещения посвящен центральный раздел выставки. Как и европейские, российские парки той эпохи были тщательно организованы.

Правильно устроенный парк должен был манить посетителя привлекательными видами — «картинами», главными в которых обычно были разнообразные павильоны, мостики, скульптуры; вести от местоположения к местоположению, от сцены к сцене. Отсюда и название выставки. Смена впечатлений гуляющих действительно постепенно складывалась в своего рода садовый спектакль, не лишенный поучительности и требовавший владения языком символов и аллегорий.

Для Цитирования:
Садовый спектакль. Музей. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: