По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2 DOI:10.33920/med-17-2511-06

Рынок платных медицинских услуг: возможности медучреждений ограничены

Виктор Аркадьевич Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36, ORCID: 0000-0003-2748-6234, lebedev.var@rea.ru
Елена Ивановна Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт Некоммерческого партнерства «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России», Россия, 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 22б, стр. 3, ORCID: 0000-0001-5197-1913, avpra@mail.ru

Рассмотрены регламент предоставления платных медицинских услуг и соответствующий механизм, распространенный на все медицинские организации независимо от их организационно-правовой формы. Проведен анализ условий, которые ограничивают участие бюджетных медицинских учреждений в таком процессе, в частности особенности деятельности некоммерческих организаций в рыночных отношениях, пределы распоряжения доходами, полученными от такой деятельности. Рассмотрены условия, в том числе недопустимые, договора об оказания платных медуслуг; существенное расширение правового поля регламентации таких услуг за счет распространения положений Закона РФ о защите прав потребителей на участников рынка платных медицинских услуг.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 11.05.2023 № 736 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006» [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_447009/.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895/.

3. Федеральный закон от 07.06.2025 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_507287/ 3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c0773 1f7/.

4. Постановление Конституционного суда РФ от 15.06.2023 № 32-П № «По делу о проверке конституционности части второй статьи 135 и части первой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.В. Царегородской» [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_449849/.

5. Закон от 07.02.1992 № 2300-1 РФ «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. — https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/.

6. Мурашкина Т.А., Масюто И.А. Модель эффективной организации оказания платных медицинских услуг в государственном медучреждении / В кн.: Инноватика и технологический суверенитет в здравоохранении России. — М., 2023. — С. 337–351 [Электронный ресурс]. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=65397762.

7. Палевская С.А., Яковлев Г.И. Современные направления повышения экономически устойчивой деятельности медицинских организаций // Социология медицины. — 2025. — Т. 24, № 1. — С. 67–76 [Электронный ресурс]. — https://www.elibrary.ru/item. asp?id=82443506.

8. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Особенности экономической деятельности медицинской организации в современных условиях // Финансовый менеджмент. — 2024. — № 2. — С. 179–188 [Электронный ресурс]. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67231409.

9. Упоров И.В. Платные услуги в государственных и муниципальных медучреждениях: социально-правовой аспект // Наукосфера. — 2021. — № 1-1. — С. 256–261 [Электронный ресурс]. — https://elibrary.ru/item.asp?id=44728437.

10. Филина Ю.С., Великороссов В.В., Колесникова И.М., Тарасова О.К. Государственно-частное партнерство как одно из направлений решения проблем системы здравоохранения в России // Госпитальная медицина: наука и практика. — 2023. — Т. 6, № 6. — С. 56–64 [Электронный ресурс]. — https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58801690.

1. Decree of the Government of the Russian Federation dated 05/11/2023 No. 736 “On Approval of the Rules for the Provision of Paid medical services by Medical Organizations, Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation and Invalidation of Decree of the Government of the Russian Federation dated October 4, 2012 No. 1006” [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_447009/.

2. Federal Law No. 323-FZ “On the Fundamentals of Public Health Protection in the Russian Federation” dated 11/21/2011 [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121895.

3. Federal Law No. 144-FZ dated 06/07/2025 “On Amendments to the Labor Code of the Russian Federation” [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_507287/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/.

4. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 06/15/2023 No. 32-P No. “In the case of checking the constitutionality of Part two of Article 135 and part one of Article 193 of the Labor Code of the Russian Federation in connection with the complaint of citizen E.V. Tsaregorodskaya” [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_449849/.

5. The Law of the Russian Federation “On Consumer Rights Protection” dated 02/07/1992 No. 2300-1 [Electronic resource]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_305/.

6. Murashkina T.A., Masyuto I.A. A model of effective organization of paid medical services in a state medical institution / In the book: Innovation and Technological Sovereignty in Russian Healthcare. Moscow, 2023. Р. 337–351 [Electronic resource]. https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=65397762.

7. Palevskaya S.A., Yakovlev G.I. Modern trends in improving the economically sustainable activities of medical organizations // Sociology of medicine. 2025. Vol. 24. No. 1. Р. 67–76. [Electronic resource]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=82443506.

8. Streltsov A.V., Yakovlev G.I. Features of the economic activity of a medical organization in modern conditions // Financial management. 2024. № 2. Р. 179–188 [Electronic resource]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=67231409.

9. Uporov I.V. Paid services in state and municipal medical institutions: socio-legal aspect // The science sphere. 2021. No. 1-1. Р. 256–261 [Electronic resource]. https://elibrary.ru/ item.asp?id=44728437.

10. Filina Yu.S., Velikorossov V.V., Kolesnikova I.M., Tarasova O.K. Public-private partnership as one of the directions of solving the problems of the healthcare system in Russia // Hospital medicine: science and practice. 2023. Vol. 6. No. 6. Р. 56–64 [Electronic resource]. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=58801690.

Ключевой конституционной гарантией, характеризующей уровень социального государства, является бесплатная медицина. Как прописано в ст. 41 Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Эта конституционная норма является безусловной гарантией предоставления бюджетными учреждениями бесплатной медпомощи в системе отечественного здравоохранения, основанного на сбалансированности потребностей населения в таких услугах и возможностей по их оказанию, имеющихся у государственных и муниципальных медицинских учреждений.

Вместе с тем платные медицинские услуги являются своеобразным драйвером развития бюджетной медицины. В бюджетных медучреждениях в рамках программы ОМС платные медуслуги позволяют обеспечить более оперативную и гибкую медицинскую поддержку. Такое сочетание, на наш взгляд, позволяет пациенту на определенном этапе перенести часть исследований на платную основу, что, безусловно, ускорит в дальнейшем проведение лечебных мероприятий в бюджетном формате.

Установленный правовой механизм оказания платных медицинских услуг един как для частных медорганизаций, так и для бюджетных медучреждений. Менее чем через год (1 сентября 2026 года) истекает срок действия Правил предоставления платных медицинских услуг (далее — Правила) [1], которые регламентируют деятельность всех медицинских организаций независимо от организационно-правовой формы, оказывающих медицинские услуги на платной основе и осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].

Законодатель допускает возможность при определенных условиях и ограничениях и только после оказания бюджетным учреждением медицинских услуг на безвозмездной основе предоставления медучреждением платных медицинских услуг. Такими обстоятельствами оказания медицинских услуг на платной основе являются в совокупности: исчерпывающее оказание пациенту бесплатной медицинской помощи, письменное согласие пациента, заключение между медицинской организацией и пациентом договора на оказание платных медицинских услуг.

Для Цитирования:
Виктор Аркадьевич Лебедев, Елена Ивановна Лебедева, Рынок платных медицинских услуг: возможности медучреждений ограничены. Бухучет в здравоохранении. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: