Рынок лизинга за январь-сентябрь 2015 года сократился на четверть, до 385 млрд рублей. Без госсубсидирования авто- и авиализинга сжатие нового бизнеса составило бы около 40 %. Сокращение лизинговых сделок и рост проблемных активов привели к снижению рентабельности лизингодателей, что вынудило ряд компаний провести значительную оптимизацию расходов. Однако падение рентабельности не остановить: по прогнозу RAEX (Эксперт РА), снижение инвестиций в основной капитал продолжится и в 2016 году, что неизбежно повлечет дальнейшее сжатие лизингового рынка. По итогам 2015 года объем нового бизнеса сократится на 25 %, в 2016 году — на 10-15 %.
Небольшое оживление экономики в третьем квартале способствовало замедлению падения нового бизнеса, который за 9 месяцев сократился на 26 % вместо 30 % за 1 полугодие 2015 г. За 9 месяцев 2015 года объем нового бизнеса (стоимости имущества) сократился на четверть и составил 385 млрд руб. В III квартале текущего года лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в 1 полугодии (около 30 %). Причинами послужили активная фаза реализации госпрограммы по субсидированию автолизинга и снижение стоимости фондирования сделок вслед за ключевой ставкой. Кроме того, рынку оказывает поддержку авиализинг, продемонстрировавший рост в абсолютном объеме (+29 %) за счет крупных сделок по передаче в аренду российских самолетов.
Средняя доля проблемной задолженности по рынку на 01.10.2015 составила около 12 % (10 % на 01.10.2014), а доля просроченных платежей — не менее 6 % (годом ранее 4 %). Кроме того, по оценке агентства, растет объем реструктурированной задолженности (с 15 % на 01.01.2015 до 18 % на 01.10.2015). На лизинговый рынок все большее негативное влияние оказывает снижение качества платежеспособности клиентов. Помимо невысокой платежной дисциплины клиентов из розничного сегмента, к значительному росту проблемной задолженности на рынке привели банкротство и технические дефолты крупных компаний («Трансаэро», «СУ-155», «ЮТэйр», «МЕЧЕЛ» и др.). На 01.10.2015 объем проблемных сделок составил около 12 % портфеля, в то время как двумя годами ранее он был менее 4 %.