Решая вопрос о том, что может рынок, а что ему не под силу, важно выявить источники и факторы роста эффективности производства на современном этапе, проследить, как меняется их соотношение при переходе от одной стадии индустриального развития к другой. И здесь, прежде всего, надлежит вспомнить о типе хозяйственного механизма — системы макроэкономического управления (т.е. о той системе мер государственного воздействия на экономические процессы, часто, и совершенно необоснованно, ассоциируемой с индустриальной политикой), применяемом в конкретной стране и модифицирующего законы рынка. При этом важно понимать, что хозяйственный механизм Японии или Китая, опирающийся на рынок, к примеру, может быть очень не похож на хозяйственный механизм США, хотя и последний, разумеется, рыночного типа. И дело здесь не только в том, что страны могут находиться на разных стадиях индустриального развития. Дело в возможности реализации преимуществ рынка как системы хозяйствования в конкретной стране.
Итак, для начала выясним, в чем же плюсы и минусы рынка с точки зрения обеспечения экономического роста, интенсификации общественного производства на современном этапе?
Исторический опыт показывает, что успешными в экономическом развитии были только те страны мира, которые эффективно участвовали в международном разделении труда. Если у страны есть какие-то природные ресурсы (как у РФ, например, энергоносители), то необходимо быстрее выходить с этими ресурсами на внешний рынок. И РФ здесь не одинока. Чили со своей медью, ближневосточные арабские шейхи со своей нефтью и многие другие страны — тому пример. Что делать, если природных ресурсов, востребованных на мировом рынке, нет? А именно в этом положении находились и находятся Япония, о. Тайвань, Южная Корея и Китай. Тогда необходимо выпускать продукцию, основываясь на своих так называемых сравнительных преимуществах. В 1950-е гг. в Японии, в 1960-е гг. в Южной Корее, в 1980– 1990-е гг. в Китае такими преимуществами являлась дешевая рабочая сила1. Почему? А просто эти страны были преимущественно аграрными, точнее, в них наблюдался переизбыток рабочей силы в сельском хозяйстве, так называемой аграрное перенаселение. Особенно в Китае. А поскольку во всем мире (даже в США) сельское хозяйство — дотируемый сектор экономики (живущий за счет перераспределения прибавочной стоимости из других отраслей), то, стало быть, выступать локомотивом экономического роста оно ну никак не может.