По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рынок чая и кофе: состояние и перспективы развития

Николаева М.А. д-р техн. наук
Карташова Л.В. канд. психол. наук
Ключевые слова:

В статье представлены и проанализированы данные о состоянии источников насыщения рынка: объемах отечественного производства и импорта чая и кофе, а также их экспорте. Выявлены изменения этих данных, и объяснены причины роста и спада. Показана структура ассортимента чая и кофе на российском рынке, а также установлены ведущие отечественные производители, страны — импортеры и экспортеры российской продукции. Определены актуальные проблемы, пути их решения и перспективные направления развития российского рынка чая и кофе.

Рынок чая и кофе относится к числу крупных сегментов продовольственного рынка. Основные его объекты — чай и кофе — являются полуфабрикатами для приготовления излюбленных одноименных напитков российских потребителей и продуктами повседневного спроса для их любителей. Россия входит в число чаепьющих стран. Большинство россиян предпочитают чай, а не кофе. 94% жителей России пьют чай.

Чай и кофе — это кофеинсодержащие продукты, удовлетворяющие в первую очередь органолептические потребности, а также потребность в кофеине как веществе, воздействующем на нервную систему человека, и в воде. В умеренных дозах эти вкусовые напитки оказывают благотворное влияние на организм человека, однако в повышенных дозах могут влиять и негативно. К числу таких негативных воздействий относится привыкание и возникновение кофеиновой зависимости, причем у кофе это выражено сильнее, чем у чая. Поэтому в рекомендуемых рациональных нормах потребления продуктов питания населением нормы потребления чая и кофе не устанавливаются.

В России фактическое потребление чая составляет 1,36 кг/чел. в год, а кофе — 1,7 кг/чел. в год. Это значительно меньше, чем в других чаепьющих странах: странах Евросоюза (7–8 кг/чел. в год) и кофепьющих странах Европы: Германия, Франция (7,8 кг/чел. в год), Финляндия (11,8 кг/чел. в год).

Умеренное потребление чая и кофе в России в определенной мере объясняется национальными традициями, в соответствии с которыми россияне много употребляют и других напитков (молочных, кисломолочных, безалкогольных). Кроме того, ориентация на здоровый образ жизни приводит к тому, что часть потребителей сокращают или хотя бы не увеличивают потребление кофеинсодержащих напитков. За счет этого отмечается стабилизация и насыщение рынка чая. Рынок кофе, наоборот, в последние годы имел тенденцию к росту за счет возникновения «моды» на кофе, агрессивно формируемой рекламными компаниями кофеинпроизводящих крупных корпораций.

Рынок чая и кофе делится на два больших и самостоятельных сегмента: рынок чая и рынок кофе, каждый из которых подразделяется на следующие элементы.

Для Цитирования:
Николаева М.А., Карташова Л.В., Рынок чая и кофе: состояние и перспективы развития. Общепит: бизнес и искусство. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: