Рыбалка является одним из наиболее давних видов человеческой деятельности. Самые древние в мире рыболовные крючки из раковины моллюсков и останки улова первых рыболовов были обнаружены на восточном побережье острова Тимор, возраст которых составляет 23 тыс. лет [11]. И сегодня рыболовство имеет важнейшее значение в обеспечении населения нашей планеты продуктами питания.
Вместе с тем для значительной части населения (особенно в относительно развитых странах) рыбалка приобрела и другое предназначение — проведение досуга и отдыха. Оно сформировалось как отдельный сегмент глобальной экономики уже в прошлом веке. Сейчас вклад любительского и спортивного рыболовства в мировую экономику составляет около 200 млрд долл. США в год. Только в США 35 млн зарегистрированных рыболовов ежегодно расходуют 70 млрд долл. при общем экономическом эффекте 116 млрд долл., обеспечивая при этом постоянной работой более 1 млн человек [1]. По разным оценкам, в России насчитывается от 10 до 30 млн человек, так или иначе связанных с любительским и спортивным рыболовством.
Известно, что уловы во многих водоемах средней полосы России на 60–70 % и более состоят из тугорослых и малоценных рыб. Промышленный промысел на таких водоемах не осуществляется, поскольку убыточен. Между тем проведенными исследованиями показано, что организация любительского рыболовства на внутренних водоемах в десятки раз выгоднее промысла [10]. В этой связи промышленный лов рыбы в континентальных водоемах многих европейских стран вообще не практикуется, т. к. для экономики государств спортивное и любительское рыболовство значительно выгоднее [7].
Однако должный эффект от любительского и спортивного рыболовства на подобных водоемах может быть достигнут при условии проведения ряда целенаправленных мероприятий аквакультурного характера (водохозяйственная и биологическая мелиорация, зарыбление, кормление, контроль за состоянием среды, эпизоотическим состоянием, процессом вылова и т. д.). Другими словами, мы имеем дело с так называемой рекреационной аквакультурой, назначение которой заключается в осуществлении эстетического воспитания, проведения досуга и отдыха населения, учебной и культурно-просветительской деятельности.