По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 808.5

Русский язык как ценность отечественной культуры и фактор духовно-нравственного воспитания

Иванова Ирина Сергеевна доцент кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета, кандидат философских наук, доцент, Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5. E-mail: Lesnaya10@yandex.ru

В статье рассматривается русский язык как самостоятельная ценность отечественной культуры, через которую раскрываются и внушаются важные для правильно воспитанной личности компоненты нравственности: уважение к личности, верованиям своих предков, своему народу, российской истории, философии, литературе, музыке, скульптуре, живописи (одним словом, к культуре, науке), любовь, дружба, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, деликатность, скромность, трудолюбие, свободолюбие, религия, красота мира, патриотизм, стремление жить по совести, уважение к достижениям иных культур. Автор указывает, что язык служит и такой ценности, как потребность в самореализации, и предлагает выделить филокоммуникативную функцию языка, отвечающую за общение с любовью.

Литература:

1. Ахматова А.А. Мужество (1942) [Электронный ресурс] // Сайт world-art.ru. — URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=3148 (дата обращения: 19.11.2017).

2. Брюсов В. Родной язык [Электронный ресурс] // Сайт Lib.ru/Классика. — URL: http://az.lib.ru/b/brjusow_w_j/text_0040.shtml (дата обращения: 19.11.2017).

3. Бунинская премия [Электронный ресурс] // Сайт «Рифма.ру». — URL: http://rifma.ru/blog/post/1006088 (дата обращения: 19.11.2017).

4. Гумилев Н.С. Стихотворения и поэмы / Н.С. Гумилев. — М.: Профиздат, 1991. — С. 335.

5. Иванова И.С. Социально-философские аспекты обоснования важной роли и эвфемизмов в предупреждении конфликтов / И.С. Иванова // Социально-гуманитарные проблемы современности. Сборник научных трудов по материалам Международной практической конференции, г. Белгород, 30 сентября 2017 года. В пяти частях. Часть 5. — С. 50–55.

6. Иванова И.С. Феномен толерантности / И.С. Иванова // Вопросы гуманитарных наук. — 2006. — № 6. — С. 134–141.

7. Ильинский И.М. Идет война холодная: Стенограмма 29-го заседания Русского интеллектуального клуба 9 июня 2015 года с приложением других материалов / Под науч. ред. профессора И.М. Ильинского. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2015. — 150 с.

8. Интеллигенция [Электронный ресурс] // Сайт dic.academic.ru. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/940828 (дата обращения: 19.11.2017).

9. Калинина Н.А. Толерантность как средство противостояния терроризму [Электронный ресурс] // Сайт Международного журнала прикладных и фундаментальных исследований. — URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9090 (дата обращения: 19.11.2017).

10. Ломоносов М.В. Российская грамматика [Электронный ресурс] // Сайт bourabai.ru. — URL: http://bourabai.ru/boyarintsev/lomonosov18.htm (дата обращения: 19.11.2017).

11. Маяковский В. Сочинения. Т. 3 / В. Маяковский. — М.: Художественная литература, 1965. — 598 с.

12. Михалков С. Быль для детей [Электронный ресурс] // Сайт «Стихи детям». — URL: http://papinsait.ru/byl-dlya-detej-s-mikhalkov/ (дата обращения: 19.11.2017).

13. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Сказки // А.С. Пушкин. Стихотворения. Поэмы. Драмы Сказки. — М.: Художественная литература, 1970. — 640 с.

14. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / В.Н. Руднев. — 2-е изд., перераб. — М.: Кнорус, 2015. — 296 с.

15. Соловьев Вл. Панмонголизм [Электронный ресурс] // Сайт world-art.ru. — URL: http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=15986 (дата обращения: 19.11.2017).

16. Тургенев И.С. Дворянское гнездо. Накануне. Стихотворения в прозе / И.С. Тургенев. Дворянское гнездо. Накануне. Стихотворения в прозе. — М.: Правда, 1980. — 400 с.

17. Хайдеггер М. [Электронный ресурс] // Сайт omiliya. — URL: https://omiliya.org/article/martin-haydegger-yazyk-est-dom-bytiya (дата обращения: 19.11.2017).

18. Черчилль У. [Электронный ресурс] // Сайт dic.academic.ru. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_wingwords/2401 (дата обращения: 19.11.2017).

19. Шефнер В. Слова [Электронный ресурс] // Сайт «Русская поэзия». — http://rupoem.ru/shefner/mnogo-slov-na.aspx (дата обращения: 19.11.2017).

Все, что мы постигаем на земле, происходит через вербальное и невербальное языковое общение. Постигая мир, мы первоначально испытываем эмоции и чувства, и здесь работает эмоционально-экспрессивная функция языка, затем оперируем понятиями и категориями, и тут оказываются задействованы множество функций языка: конструктивная (мыслеобразующая), номинативная, конативная, идеологическая, аксиологическая, эстетическая, мировоззренческая, омодативная, эстетическая. Гносеологическая (когнитивная) функция языка заключается в том, что через язык мы познаем прошлое и настоящее, в частности мировую и национальную культуру. Осваивая объективную и субъективную реальность, мы общаемся с себе подобными, и здесь на первый план выступают коммуникативная, фатическая, волюнтативная, денотативная функции. Говоря о миссии языка, я хотела бы отметить, что она состоит и в духовном преображении мира, и предложить указание на филокоммуникативную функцию языка, отвечающую за общение с любовью, вызывающую любовь, ведь любовь — величайшая ценность, источник жизни и творчества.

Язык формирует человеческое сознание, и, напротив, сознание определенного уровня ищет свой язык для самовыражения. В сокровищнице языка, его пословицах, поговорках, фразеологизмах, художественных текстах отражены такие ценности отечественной культуры, как уважение к личности, верованиям своих предков, своему народу, российской истории, философии, литературе, музыке, скульптуре, живописи (одним словом, к культуре, науке), а также любовь, дружба, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, деликатность, скромность, трудолюбие, свободолюбие, религия, красота мира, патриотизм, стремление жить по совести, уважение к достижениям иных культур. Язык помогает осуществлению всех потребностей, указанных в пирамиде А. Маслоу, и одной из самых главных — потребности самовыражения.

Каждый исторический деятель, любой знаменитый и даже еще не ставший известным человек имеет свой языковой портрет. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — требовал Сократ. Языковая культура неразрывно связана с внутренней культурой личности, уровнем ее сознания и сознательности, философией, мировоззрением. Рассмотрению языкового портрета личности посвящали свои труды В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов. Изучая язык того или иного исторического деятеля или язык какого-либо русского художника слова, мы показываем, что российский народ, его правители, творцы — это личности, стремившиеся вобрать в себя достижения всемирной культуры и народной стихии. Рассказ об уважительном отношении к языку людей, достигших в жизни большого успеха, — это важный фактор воспитания молодежи.

Для Цитирования:
Иванова Ирина Сергеевна, Русский язык как ценность отечественной культуры и фактор духовно-нравственного воспитания. Ученый совет. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: