Все, что мы постигаем на земле, происходит через вербальное и невербальное языковое общение. Постигая мир, мы первоначально испытываем эмоции и чувства, и здесь работает эмоционально-экспрессивная функция языка, затем оперируем понятиями и категориями, и тут оказываются задействованы множество функций языка: конструктивная (мыслеобразующая), номинативная, конативная, идеологическая, аксиологическая, эстетическая, мировоззренческая, омодативная, эстетическая. Гносеологическая (когнитивная) функция языка заключается в том, что через язык мы познаем прошлое и настоящее, в частности мировую и национальную культуру. Осваивая объективную и субъективную реальность, мы общаемся с себе подобными, и здесь на первый план выступают коммуникативная, фатическая, волюнтативная, денотативная функции. Говоря о миссии языка, я хотела бы отметить, что она состоит и в духовном преображении мира, и предложить указание на филокоммуникативную функцию языка, отвечающую за общение с любовью, вызывающую любовь, ведь любовь — величайшая ценность, источник жизни и творчества.
Язык формирует человеческое сознание, и, напротив, сознание определенного уровня ищет свой язык для самовыражения. В сокровищнице языка, его пословицах, поговорках, фразеологизмах, художественных текстах отражены такие ценности отечественной культуры, как уважение к личности, верованиям своих предков, своему народу, российской истории, философии, литературе, музыке, скульптуре, живописи (одним словом, к культуре, науке), а также любовь, дружба, взаимопонимание, отзывчивость, чуткость, деликатность, скромность, трудолюбие, свободолюбие, религия, красота мира, патриотизм, стремление жить по совести, уважение к достижениям иных культур. Язык помогает осуществлению всех потребностей, указанных в пирамиде А. Маслоу, и одной из самых главных — потребности самовыражения.
Каждый исторический деятель, любой знаменитый и даже еще не ставший известным человек имеет свой языковой портрет. «Заговори, чтоб я тебя увидел», — требовал Сократ. Языковая культура неразрывно связана с внутренней культурой личности, уровнем ее сознания и сознательности, философией, мировоззрением. Рассмотрению языкового портрета личности посвящали свои труды В.В. Виноградов, Ю.Н. Караулов. Изучая язык того или иного исторического деятеля или язык какого-либо русского художника слова, мы показываем, что российский народ, его правители, творцы — это личности, стремившиеся вобрать в себя достижения всемирной культуры и народной стихии. Рассказ об уважительном отношении к языку людей, достигших в жизни большого успеха, — это важный фактор воспитания молодежи.