Русскому языку в современных условиях приходится выдерживать острейшую конкурентную борьбу с другими языками, в которую его втягивают происходящие в мире процессы глобализации. В результате ему — русскому языку — приходится нести на себе весь груз исторической ответственности не только за судьбу государства, но и судьбу каждого этноса, входящего в состав государства. Это ему — русскому языку — приходится в масштабах и государства, и общества осуществлять все виды социальных связей — политических, идеологических, экономических, духовно-нравственных, межличностных. И это ему приходится выполнять роль связующего звена между накопленным историческим опытом человечества и неотступными требованиями современности. И именно поэтому он призван стать самым эффективным средством и реальной возможностью для проявления творческого потенциала личности, ее самовыражения и обеспечения развития рефлексии такой глубины, которая позволяет человеку быть понятым во всей сложности своих мыслей, чувств, мотивов, намерений, поступков и душевных состояний.
Перечисленные характеристики, по сути, отражают не те или иные умозрительные пожелания, не набор тех или иных характеристик, касающихся русского языка, а ту объективно значимую совокупность критериев, с позиций которых могут эффективно решаться и оцениваться процессы, происходящие с русским языком и отражающие качество его изучения в школе.
Сопоставляя выделенные характеристики-критерии, нельзя не отметить, что они проявляют себя по отношению к процессам, происходящим на разных структурных уровнях — межгосударственном, межнациональном, личностном. Эти критерии органично связаны не только с необходимостью эффективного обучения каждого ученика русскому языку, но и конкретными историческими условиями и факторами, которые в реальной действительности наполняют процесс обучения той необходимой содержательностью, без которой любые дидактические призывы будут оставаться пустыми декларациями.
Но как бы ни были весомы и значительны цели, требующие необходимых государству и обществу безотлагательных решений в области преподавания русского языка, без практического обеспечения эффективного обучения русскому языку тех, кто призван на разных структурных уровнях компетентно решать свои функционально статусные задачи, ничего не получится и их не решить. Любые обобщенные призывы, любые сколь угодно важные и общественно значимые цели находятся в прямой зависимости от людей, которые призваны осуществлять их достижение в реальной действительности [1]. Отсюда цели и задачи сколь угодно высокого функционального и статусного уровня находятся в прямой зависимости от профессиональной готовности исполнителей, участвующих в их реализации. Общеизвестное утверждение «кадры решают все», безотносительно к тому, кто его сформулировал и произнес, точно отражают суть любой проблемы, на каком бы уровне она ни рассматривалась.