По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371 DOI:10.33920/nik-02-2108-02

Русский язык: как ему обучить так, чтобы стал «великим и могучим»?

Турбовской Яков Семенович советник по научной этике директора Института стратегии развития образования Российской академии образования, д-р пед. наук, проф., Российская Федерация, 101000, г. Москва, ул. Жуковского, д. 16, эл. почта: jakov@psk-net.ru

Признавая несомненные заслуги современной методики обучения русскому языку, несомненные успехи методистов, достигнутые в последние десятилетия, мы не можем не осознавать возникшей необходимости не только не удовлетворяться достигнутым, а, наоборот, сделать все зависящее от нас для поисков ответов, соответствующих происходящим в стране и мире изменениям. Во всем, что касается русского языка, именно время оказалось удивительным по своей социальной энергетике выразителем огромной совокупности проблем, требующих своего неотложного решения. Как никем не управляемые дрейфующие льдины сходятся и сталкиваются друг с другом, так столкнулись в конце ХХ и в начале ХХI веков разные напластования проблем, связанных с развитием русского языка, его связями с другими языками, межличностными, межэтническими, межнациональными и межгосударственными отношениями. И наконец, отношением к нему со стороны уже вступивших и продолжающих вступать в жизнь подрастающих поколений, в том числе формируемых учебным предметом «русский язык». В статье автор размышляет о значении русского языка, говорит о методиках его преподавания, которые выстраиваются как методики обучения иностранному языку, показывает, что при этом язык утрачивает гибкость и живость и наполняется формулами и клише.

Литература:

1. Турбовской Я.С. Педагогика: монография. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 209 с.

2. Турбовской Я.С. Современные проблемы педагогики и образования. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 320 с.

3. Турбовской Я.С. Взаимодействие педагогической науки и системы отечественного образования как управляемый процесс. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 276 с.

4. Турбовской Я.С. Русский язык: между неприязнью и любовью. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 247 с.

5. Турбовской Я.С., Филинова В.С. Технология педагогического целеполагания. — М.: ИНФРА-М, 2021. — 174 с.

1. Turbovskoy YA.S. Pedagogika: monografiya. — M.: INFRA-M, 2021. — 209 s.

2. Turbovskoy YA.S. Sovremennyye problemy pedagogiki i obrazovaniya. — M.: INFRA-M, 2020. — 320 s.

3. Turbovskoy YA.S. Vzaimodeystviye pedagogicheskoy nauki i sistemy otechestvennogo obrazovaniya kak upravlyayemyy protsess. — M.: INFRA-M, 2019. — 276 s.

4. Turbovskoy YA.S. Russkiy yazyk: mezhdu nepriyazn'yu i lyubov'yu. — M.: INFRA-M, 2019. — 247 s.

5. Turbovskoy YA.S., Filinova V.S. Tekhnologiya pedagogicheskogo tselepolaganiya. — M.: INFRA-M, 2021. — 174 s.

Русскому языку в современных условиях приходится выдерживать острейшую конкурентную борьбу с другими языками, в которую его втягивают происходящие в мире процессы глобализации. В результате ему — русскому языку — приходится нести на себе весь груз исторической ответственности не только за судьбу государства, но и судьбу каждого этноса, входящего в состав государства. Это ему — русскому языку — приходится в масштабах и государства, и общества осуществлять все виды социальных связей — политических, идеологических, экономических, духовно-нравственных, межличностных. И это ему приходится выполнять роль связующего звена между накопленным историческим опытом человечества и неотступными требованиями современности. И именно поэтому он призван стать самым эффективным средством и реальной возможностью для проявления творческого потенциала личности, ее самовыражения и обеспечения развития рефлексии такой глубины, которая позволяет человеку быть понятым во всей сложности своих мыслей, чувств, мотивов, намерений, поступков и душевных состояний.

Перечисленные характеристики, по сути, отражают не те или иные умозрительные пожелания, не набор тех или иных характеристик, касающихся русского языка, а ту объективно значимую совокупность критериев, с позиций которых могут эффективно решаться и оцениваться процессы, происходящие с русским языком и отражающие качество его изучения в школе.

Сопоставляя выделенные характеристики-критерии, нельзя не отметить, что они проявляют себя по отношению к процессам, происходящим на разных структурных уровнях — межгосударственном, межнациональном, личностном. Эти критерии органично связаны не только с необходимостью эффективного обучения каждого ученика русскому языку, но и конкретными историческими условиями и факторами, которые в реальной действительности наполняют процесс обучения той необходимой содержательностью, без которой любые дидактические призывы будут оставаться пустыми декларациями.

Но как бы ни были весомы и значительны цели, требующие необходимых государству и обществу безотлагательных решений в области преподавания русского языка, без практического обеспечения эффективного обучения русскому языку тех, кто призван на разных структурных уровнях компетентно решать свои функционально статусные задачи, ничего не получится и их не решить. Любые обобщенные призывы, любые сколь угодно важные и общественно значимые цели находятся в прямой зависимости от людей, которые призваны осуществлять их достижение в реальной действительности [1]. Отсюда цели и задачи сколь угодно высокого функционального и статусного уровня находятся в прямой зависимости от профессиональной готовности исполнителей, участвующих в их реализации. Общеизвестное утверждение «кадры решают все», безотносительно к тому, кто его сформулировал и произнес, точно отражают суть любой проблемы, на каком бы уровне она ни рассматривалась.

Для Цитирования:
Турбовской Яков Семенович, Русский язык: как ему обучить так, чтобы стал «великим и могучим»?. Ученый совет. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: