Народные обычаи и обряды русского народа уникальны. Русские народные праздники представляют опыт народа, его мировоззрение, понимание труда, морали. Они содержат в себе немалый воспитательный потенциал для формирования нравственных основ молодого поколения. Бережное сохранение традиций наших предков — незыблемые основы сохранения духовного здоровья нации. В наше время проблемы сохранения, развития и возрождения традиционных народных традиций становятся все более актуальными.
Три года Центральная детская библиотека города Серова реализует проект «Голос русской старины», направленный на приобщение подростков к традиционной национальной культуре.
Данная возрастная категория, на которую направлен проект, выбрана не случайно. В подростковом возрасте складываются начала действенного отношения к Родине, проявляющегося в умении заботиться о родных и близких людях, совершать добрые поступки по отношению к другим людям, ответственно относиться к порученному делу. Все это имеет большое значение для воспитания у школьников патриотизма, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой формирования нравственных качеств личности.
Реализации проекта предшествовало изучение степени приобщенности подростков к русской национальной культуре, которое проводилось на базе Муниципального автономного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №15 города Серова, с которыми изначально планировалась работа в рамках проекта.
Участниками анкетирования стали школьники 7-х классов в количестве 21 человек.
Школьникам предлагалось ответить на десять вопросов, выявляющих их уровень знаний о русской национальной культуре, опыт участия в мероприятиях, связанных с ее изучением, отношение к изучению русской национальной культуры, участию в культурных мероприятиях, желание их организовывать и так далее. В ответах на выбор предлагалось три варианта: да, нет, затрудняюсь ответить.
Для количественной обработки результатов приняты следующие баллы: да — 1 балл, затрудняюсь ответить — 0,5 балла, нет — 0 баллов. Распределение по уровням: 8–10 баллов — высокий уровень, 7–4 балла — средний уровень, 3 и меньше — низкий. Результаты анкетирования отражены на диаграмме 1.