По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Русская свадьба: традиции и наряды

Ольга Картавенкова Смоленский государственный музей-заповедник

В статье затрагивается тема русской свадьбы. Автором отмечены все свадебные этапы: сватовство, рукобитье, сговор, венчание, пир. Раскрыты традиции, присущие каждому из этих этапов. Описано, как со временем менялись эти традиции. Особое внимание уделено русскому свадебному костюму на примере экспонатов Смоленского государственного музея-заповедника, часть которых — из собрания княгини М.К. Тенишевой. В статье описано, как менялся костюм во время различных этапов свадьбы. Приведены иллюстрации с описанием головных уборов и костюмов девушек до замужества и после венчания.

Литература:

1. Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. / Материалы, собранные и приведенные в порядок П.В. Шейном. — Т. 1. — Вып. 1–2. — СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1898. — 833 с.

2. Город Гжатск и его уезд: Ист.-стат. очерк / Сост. Г.К. Бугославский и В.А. Никитин. — Смоленск: Тип. П.А. Силина, 1900. — 63 с.

3. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник. Часть 2. — СПб.: Тип. С.Н. Худекова, 1893. — 443 с.

4. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: в 4 ч. / Сост. и отв. ред. О.А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 688 с.

5. Кошелев Я.Р. Народное творчество Смоленщины: семейные обряды от рождения до свадебного пира: легенды и предания. — Смоленск: Смядынь, 1997. — 240 с.

6. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начала XX в. — М.: Наука, 1984. — 216 с.

7. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. — М.: Наука, 1978. — 207 с.

8. Памятная книжка Смоленской губернии на 1915 год. / Смоленский губ. стат. комитет. — Смоленск: Тип. П.А. Силина, 1914. — 378 с.

9. Пьянкова С.В. Свадебные песни родины Глинки (Серия «Из коллекции фольклориста»). — М.: Советский композитор, 1977. — 34 с.

10. Русский православный обряд венчания / Сост. Павел Кузьменко. — М.: Букмэн, 1996. — 159 с.

Свадьба — одно из важнейших событий в жизни русского человека. Она не только вносит коренную перемену в жизнь жениха и невесты, но имеет важное значение и для тех семей, к которым они принадлежат. Ни одно семейное событие не обставляется так ярко и торжественно, как заключение брака, отражая стремление молодой пары отметить важный момент в своей жизни — создание семьи.

Традиционная свадьба всегда была празднична и богата на различные обряды, магические действия, обереги. Она сопровождалась песнями, причитаниями и имела свой обрядовый устав, отступление от которого считалось предосудительным. На протяжении веков вырабатывались и передавались из поколения в поколение лучшие элементы и национальные особенности свадебного обряда.

С самого рождения девочки мать начинала собирать ей приданое: отрезы ткани, полотенца, кружева, вышивки. С восьми лет девочка, осознавая, что со временем ей предстоит замужество, начинала принимать участие в подготовке собственного приданого.

В крестьянской семье взросление происходило рано, и к своему совершеннолетию девушки и юноши уже имели большой опыт рукоделия и хозяйственных работ.

Знакомились будущие молодожены в церкви и во время праздников. Девушки знали, что в церкви к ним присматриваются и парни, и их родители, поэтому приходили в лучших нарядах.

До замужества девушки носили открытый головной убор с заплетенными волосами в одну косу. Сами головные уборы различались, а основными в девичьем обиходе отмечались: простые накосники для девичьих кос, ленты, повязки, венцы, коруны.

Существовали особые церковные дни, в которые девушки молились о свадьбе, будущем суженом, о смене головного убора, положенного после вступления в брак. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, то есть 14 октября (1 октября по старому стилю): «Пресвятая Мати Богородица! Покрой мою голову красным кокошником, золотым подзатыльником» или «Батюшка Покров, мою голову прикрой красным повойником, золотым подзатыльником». В день святой великомученицы Параскевы Пятницы, 10 ноября (28 октября по старому стилю): «Пятница Парасковея, пошли женихов поскорее» [4, с. 419]. Также девушки ставили свечи перед иконой Божьей Матери или Николая Угодника и просили, чтобы им был послан «красивый и хороший жених».

Для Цитирования:
Ольга Картавенкова, Русская свадьба: традиции и наряды. Музей. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: