Русская классическая литература занимает особое место в актуализации ценностей отечественной культурной традиции и способности влиять на процесс воспроизводства культуры. Культурная традиция, облученная смыслами русской литературы, предстает как «способ передачи и наследования опыта поколений, исторического, политического, религиозного, научного, национального. Именно таким образом рождаются наша история, наши победы, наша научная традиция, наша литература — за всем этим стоят общие принципы ретрансляции культурных содержаний» [7].
Русская литература как наследница Византийского духовного универсализма содержит в себе его базовые ценности. Это такой подход к развитию человечества, который предполагает его изначальное сущностное единство, при всем многообразии этносов, культур, типов национального менталитета. «Завет европейского Просвещения, в этом отношении следующего христианскому универсализму («нет ни язычника, ни иудея...»), состоит в необходимости прилагать к человечеству единую мерку, а не двойные стандарты, и открывать перспективы не для избранных, а для всех» [6, c. 5].
Перед отечественной гуманитарной наукой в настоящее время стоит задача сохранения жизненно важной для России как страны-цивилизации именно такой, просветительской памяти культуры, неизменно воплощаемой в Слове-логосе. Социально-эволюционная роль литературы обеспечивается ее способностью содержать и хранить в себе некий объем специфической информации, коррелирующей с понятием «культурный код» и позволяющей передавать в художественных текстах «матричные» образцы культурно значимого опыта.
Максимально активное включение литературы в обучение будущих журналистов необходимо и в контексте его профессионального сопряжения с литературным творчеством.
Рассмотрение русской литературы в контексте просветительской парадигмы позволяет увидеть два качественно различных пути в литературном процессе. Погружение в текстовую деятельность может иметь различные результаты для автора и читателя — как положительные, так и отрицательные. Будущему журналисту очень важно сформировать «просветительскую оптику», позволяющую оценивать любой текст (в том числе и свой собственный) сквозь призму высших достижений человеческой культуры. Русская классика в полной мере отражает эти достижения. (Мы уже писали не раз о необходимости актуализации критериев, позволяющих освоить практику «культурного различения» современных текстов и передаваемых ими систем знаний и ценностей). От журналиста сегодня требуется не только навык работы с цифровыми данными, но куда в большей степени понимание эволюционной траектории развития культуры, когда из потенциального множества путей ее развития требуется осознанный выбор в сторону «восходящей» эволюции человека [5].