По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01 DOI:10.33920/nik-02-2312-05

Русская литература в образовании будущих журналистов как программа приобщения к традиции просветительского универсализма

Поелуева Любовь Александровна профессор кафедры культурологии и социальной коммуникации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор философских наук, доцент, 119602, Российская Федерация, Москва, Проспект Вернадского, д. 84, стр. 1, la_poeluewa@mail.ru
Индрикова Анастасия Александровна доцент кафедры английского языка для профессиональной коммуникации факультета иностранных языков Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, кандидат культурологии, доцент, 430005, Российская федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, Большевистская ул., д. 68/1, sajenina@list.ru

Авторы актуализируют статус русской классической литературы как программы по воспитанию важнейших для России ценностей просветительского универсализма. Образование будущих журналистов должно максимально учитывать этот стратегический ресурс воспроизводства отечественной интеллектуальной элиты. В статье показано: в России словесность веками определяла и направляла магистральное направление социокультурного и цивилизационного развития. Отсюда понятна озабоченность просветительски-ориентированной части нашего общества по поводу возвращения молодежи к чтению русской классики — как программы социализации на основе высоких духовных идеалов и ценностей, являющих себя через классические художественные тексты.

Литература:

1. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. — T. 5. — 2016. — № 2. — С. 314–323.

2. Индриков А.А., Поелуева Л.А, Индрикова А.А. Монументализм: фактор «больших идей» в самоорганизации сетевого пространства // Аудиовизуальные медиа в условиях трансформации социокультурной среды : материалы междунар. науч.-практич. конференции / под общ. ред. В. Г. Булацкого. Минск : Изд-во Белорус. унта. — 2019. — С. 41–45.

3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). 2-е изд. СПб. : ИскусствоСПб, 2002. — 413 с.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 2000. — 704 с.

5. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы: эколого-политологический анализ // Вопросы философии. — 1995. — №1. — С. 3–30.

6. Панарин А.С. Русская культура перед вызовом постмодернизма. М.: Институт философии РАН, 2005. — 188 с.

7. Щипков А.В. Справедливость и традиция — будущая идеология России // Православие.RU. [Электронный ресурс] URL: https://pravoslavie.ru/143699.html (дата обращения: 01.12.2022).

1. Golovin YU.A., Kokhanaya O.Ye. Kritika liberal'noy ideologii kak kontsepta v paradigme mediaobrazovaniya // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. — T. 5. — 2016. — № 2. — S. 314–323.

2. Indrikov A.A., Poyeluyeva L.A, Indrikova A.A. Monumentalizm: faktor «bol'shikh idey» v samoorganizatsii setevogo prostranstva // Audiovizual'nyye media v usloviyakh transformatsii sotsiokul'turnoy sredy : materialy mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii / pod obshch. red. V. G. Bulatskogo. Minsk : Izd-vo Belorus. un-ta. — 2019. — S. 41–45.

3. Lotman YU.M. Besedy o russkoy kul'ture : Byt i traditsii russkogo dvoryanstva (XVIII — nachalo XIX veka). 2-ye izd. SPb. : IskusstvoSPb, 2002. — 413 s.

4. Lotman YU.M. Struktura khudozhestvennogo teksta // Lotman YU. M. Ob iskusstve. SPb. : Iskusstvo-SPb, 2000. — 704 s.

5. Moiseyev N.N. Sovremennyy antropogenez i tsivilizatsionnyye razlomy: ekologopolitologicheskiy analiz // Voprosy filosofii. — 1995. — №1. — S. 3–30.

6. Panarin A.S. Russkaya kul'tura pered vyzovom postmodernizma. M.: Institut filosofii RAN, 2005. — 188 s.

7. Shchipkov A.V. Spravedlivost' i traditsiya — budushchaya ideologiya Rossii // Pravoslaviye.RU. [Elektronnyy resurs] URL: https://pravoslavie.ru/143699.html (data obrashcheniya: 01.12.2022).

Русская классическая литература занимает особое место в актуализации ценностей отечественной культурной традиции и способности влиять на процесс воспроизводства культуры. Культурная традиция, облученная смыслами русской литературы, предстает как «способ передачи и наследования опыта поколений, исторического, политического, религиозного, научного, национального. Именно таким образом рождаются наша история, наши победы, наша научная традиция, наша литература — за всем этим стоят общие принципы ретрансляции культурных содержаний» [7].

Русская литература как наследница Византийского духовного универсализма содержит в себе его базовые ценности. Это такой подход к развитию человечества, который предполагает его изначальное сущностное единство, при всем многообразии этносов, культур, типов национального менталитета. «Завет европейского Просвещения, в этом отношении следующего христианскому универсализму («нет ни язычника, ни иудея...»), состоит в необходимости прилагать к человечеству единую мерку, а не двойные стандарты, и открывать перспективы не для избранных, а для всех» [6, c. 5].

Перед отечественной гуманитарной наукой в настоящее время стоит задача сохранения жизненно важной для России как страны-цивилизации именно такой, просветительской памяти культуры, неизменно воплощаемой в Слове-логосе. Социально-эволюционная роль литературы обеспечивается ее способностью содержать и хранить в себе некий объем специфической информации, коррелирующей с понятием «культурный код» и позволяющей передавать в художественных текстах «матричные» образцы культурно значимого опыта.

Максимально активное включение литературы в обучение будущих журналистов необходимо и в контексте его профессионального сопряжения с литературным творчеством.

Рассмотрение русской литературы в контексте просветительской парадигмы позволяет увидеть два качественно различных пути в литературном процессе. Погружение в текстовую деятельность может иметь различные результаты для автора и читателя — как положительные, так и отрицательные. Будущему журналисту очень важно сформировать «просветительскую оптику», позволяющую оценивать любой текст (в том числе и свой собственный) сквозь призму высших достижений человеческой культуры. Русская классика в полной мере отражает эти достижения. (Мы уже писали не раз о необходимости актуализации критериев, позволяющих освоить практику «культурного различения» современных текстов и передаваемых ими систем знаний и ценностей). От журналиста сегодня требуется не только навык работы с цифровыми данными, но куда в большей степени понимание эволюционной траектории развития культуры, когда из потенциального множества путей ее развития требуется осознанный выбор в сторону «восходящей» эволюции человека [5].

Для Цитирования:
Поелуева Любовь Александровна, Индрикова Анастасия Александровна, Русская литература в образовании будущих журналистов как программа приобщения к традиции просветительского универсализма. Ученый совет. 2023;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: