Любое подлинно глубокое познание требует систематического созерцания предмета.
И.А. Ильин
Не так давно вышла в свет монография А.С. Верховодько и Р.М. Руповой «Свет России грядущей: человек и общество в “русской идее” Ивана Ильина». Можно сказать, отечественная философия пополнилась хорошей книгой. В ней исследуется одна из важных философско-религиозных тем — тема русской идеи.
Необходимость обращения авторов к этой проблеме (в общем-то неновой) вызвана не тем, что они намерены разработать какие-либо новые, еще неизвестные ее аспекты. Они поставили перед собой более скромную, но не менее значимую задачу, а именно: выявить специфические черты русской идеи в трактовке Ильина; показать формирование его взглядов в контексте драматических событий русской истории; исследовать понятие русской идеи и пути ее исторического развития; рассмотреть современное состояние вопроса.
Как видим, основным объектом для решения этих задач авторы избрали творчество известного представителя русской философии И.А. Ильина, обратив особое внимание на актуальность и нравственную востребованность его взглядов о русской идее в современном морально нездоровом, конфликтном мире. Ильин считал русскую идею мощной опорой в преодолении духовного кризиса общества и самого человека.
В монографии исследование процесса формирования русской идеи начинается с анализа ее корней, истоков, когда происходило становление нации, когда вырабатывались ее основные мировоззренческие взгляды, правовые нормы, национальные обычаи и т.д. Решающее влияние на содержание и форму исторически первых элементов русской идеи оказали такие события X–XVIII вв., как принятие христианства, Куликовская битва (1380), национальноосвободительная борьба русского народа в конце XVI — начале XVII вв., реформы Петра I.
Значение этих великих судьбоносных событий в истории России вообще, а не в развитии национального самосознания в особенности трудно переоценить. Замечательно, что они не были забыты, были осмыслены, обобщены и сформулированы в виде определенных теоретических положений. В них как раз и находятся первоначальные ценности русской духовности. Хорошо, что авторы не обошли их своим вниманием. Так, они изложили наиболее существенные с точки зрения осмысления русской идеи положения в работе митрополита Илариона «Слово о Законе и благодати (XI в.), в учении «Москва — Третий Рим» и в двух противоположенных направлениях русской общественной мысли XIX в.: славянофилов и западников.