Надлежащее качество медицинской помощи — это соответствие оказанной медицинской помощи современным представлением о ее необходимом уровне и объеме при данном виде патологии с учетом индивидуальных особенностей больного и возможностей конкретного медицинского учреждения.
Основные принципы всеобщего управления качеством в медицине сформулированы Андревсом в 1991 году:
– качество - это основная цель любой деятельности медицинской организации;
– пациенты и их нужды формируют организацию работы, но не наоборот;
– для улучшения качества необходимо совершенствовать, систему, процессы и методы работы, а не наказывать самих людей;
– вместо фиксированных стандартов - непрерывное улучшение процессов;
– основные направления по улучшению качества основаны не на интуиции, а на анализе процессов;
– руководители учреждения и его подразделений должны иметь точку зрения пациента, владеть статистическим и системным анализом, знать и уважать точку зрения персонала, отказаться от традиционной оценки индивидуального выполнения работ.
Качество медицинской помощи в лечебном учреждении определяется: качеством структуры и ресурсов, качеством процессов (соблюдение стандартов обследования, лечения, профилактики) и качеством результатов (показатели эффективности, экономические показатели, клинические результаты).
Цели системы менеджмента качества в медицинском учреждении:
– поддержание наивысших стандартов медицинского обслуживания;
– выявление задач и концентрирование усилий на потребностях и ожиданиях пациентов;
– достижение и поддержка желаемого качества услуг для удовлетворения заявленных или предполагаемых потребностей пациента;
– мониторинг результатов, достигнутых в предоставлении медицинских услуг;
– подтверждение способности поставлять медицинские услуги реальным и потенциальным потребителям;
– создание базы для улучшения деятельности и результатов медицинского обслуживания.