Статья поступила 27.11.2018 г.
Праздник — это древняя модель развлечения. Феномен праздника — это своеобразный мост между культурой и искусством, культурой и политикой. Это определенно зеркало тех событий, которые происходят в истории и культуре. Праздник — это и сакральное, и мистическое действо. В нем мы можем найти отсылку к архаичной культуре, и к переломным моментам, и к современности, но особая отличительная черта данного мероприятия — использование различных символов, маркеров, которые не только украшают мероприятие, но и расставляют акценты той идеологии, которая проецирует и транслирует власть в общество.
Советский праздник — это современный бренд. В данное понятие вкладывается не только ностальгия по прошлому, особое отношение к жизни. Больше всего это идеология новой культуры того времени — культуры постреволюционных событий. Для культуры советской России праздник являлся еще и способом вовлечения масс в политическую активность средствами искусства, превращенного в инструмент эффективной агитации и пропаганды. Многие советские праздники, популярные в современной культуре XXI в., берут свою историю от событий Великой русской революции.
Россия XX в. — это новая власть, культура, идеология и символы. Таковыми становятся серп и молот, красная звезда, колос и многие другие прозрачные атрибуты мировой революции, классового подхода, советской власти и т.п. Эти символы внедряются в новую послереволюционную Россию, становятся официальными. Теперь вся культура становится пронизанной данной символикой. Эти символы сопровождают такие официальные праздники как, например, 7 ноября — день памяти революции, 8 марта — праздник, посвященный роли женщин в революционных движениях, 1 мая — как символ объединения двух главных фигур революции — рабочего и крестьянина под эгидой общего начала. Новая политическая идеология была призвана сплотить, организовать и подчинить себе обычного человека, его сознание и поведение, и заменить собой искусство.