По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394.2

Рождение раннесоветских праздников: символика новой власти

Александрова Анна Дмитриевна независимый исследователь, Россия, 125368, Москва, ул. Барышиха, 22, корп. 1, кв. 43., e-mail: alexaann007@yandex.ru

История многих советских праздников берет свое начало с культуры России XX в. Праздники, рожденные революцией 1917 г., демонстрируют идею партикуляции культуры на светскую и религиозную, идею противопоставления «новой» и «старой» культуры. Они представляют собою смешение искусства и развлечения, подчиненного идеологии новой власти. При помощи новой символики власть продвигала «новые ценности» и распространяла свои идеи. Автор анализирует, как использовалась эта символика (не семантика праздника или ритуалы[footnote]1[/footnote] властью для продвижения своей идеологии и почему именно он (праздник) становится одним из символов послереволюционной культуры.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции. — М.: АСТ: Хранитель, 2006. — 116 с.

2. Душечкина Е.В. Русская елка: История, мифология, литература. — СПб., 2002. — 360 с.

3. Груздева Е.Б., Чертихина Э.С. Труд и быт советских женщин. — М.: Политиздат, 1983. — 224 с.

4. КЗоТ РСФСР от 1922 г., ст. 109 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm (дата обращения 01.11.2018).

5. КЗоТ РСФСР от 1922 г., ст. 111 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. hist.msu.ru/Labour/Law/kodex_22.htm (дата обращения 01.11.2018).

6. Ленин В.И. ПСС. Т. 40 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://leninvi.com/ t40/p191 (дата обращения 05.11.2018).

7. Малышева С.Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917–1927). — Казань: Рутен, 2005. — 400 с.

8. Одесский М.П. Поэтика власти: тираноборчество, революция, террор / М.П. Одесский, Д. Фельдман. — М.: РОССПЭН, 2012. — 263 с.

9. Поленина С.В. Советская женщина в обществе и семье // Роль женщины в современном обществе. (К итогам 10-летия женщины ООН): Сб. статей. — Ч. II. — М., 1985. — С. 203–218.

10. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. — М.: Наука, 1982. — 471 с.

11. Известия ЦИК СССР. — 26.10.1927.

Статья поступила 27.11.2018 г.

Праздник — это древняя модель развлечения. Феномен праздника — это своеобразный мост между культурой и искусством, культурой и политикой. Это определенно зеркало тех событий, которые происходят в истории и культуре. Праздник — это и сакральное, и мистическое действо. В нем мы можем найти отсылку к архаичной культуре, и к переломным моментам, и к современности, но особая отличительная черта данного мероприятия — использование различных символов, маркеров, которые не только украшают мероприятие, но и расставляют акценты той идеологии, которая проецирует и транслирует власть в общество.

Советский праздник — это современный бренд. В данное понятие вкладывается не только ностальгия по прошлому, особое отношение к жизни. Больше всего это идеология новой культуры того времени — культуры постреволюционных событий. Для культуры советской России праздник являлся еще и способом вовлечения масс в политическую активность средствами искусства, превращенного в инструмент эффективной агитации и пропаганды. Многие советские праздники, популярные в современной культуре XXI в., берут свою историю от событий Великой русской революции.

Россия XX в. — это новая власть, культура, идеология и символы. Таковыми становятся серп и молот, красная звезда, колос и многие другие прозрачные атрибуты мировой революции, классового подхода, советской власти и т.п. Эти символы внедряются в новую послереволюционную Россию, становятся официальными. Теперь вся культура становится пронизанной данной символикой. Эти символы сопровождают такие официальные праздники как, например, 7 ноября — день памяти революции, 8 марта — праздник, посвященный роли женщин в революционных движениях, 1 мая — как символ объединения двух главных фигур революции — рабочего и крестьянина под эгидой общего начала. Новая политическая идеология была призвана сплотить, организовать и подчинить себе обычного человека, его сознание и поведение, и заменить собой искусство.

Для Цитирования:
Александрова Анна Дмитриевна, Рождение раннесоветских праздников: символика новой власти. Вопросы культурологии. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: