Задача подобной спецтехники — укладка на подготовленное основание слоев дорожного покрытия (в виде битумно-минеральной или асфальтобетонной смеси). Конструкцией предусмотрены специальные механизмы, которые распределяют смесь по основанию, выравнивают и уплотняют слой. Такая работа асфальтоукладчика помогает получить ровное дорожное покрытие.
Спецтехника для укладывания асфальта применяется для ремонта и строительства любых дорог, а также для формирования асфальтобетонных покрытий большой площади — например, на территории аэродромов, промышленных или складских комплексов.
Чтобы выбрать машину нужной производительности и комплектации, нужно знать, как работает асфальтоукладчик.
Конструкция машины независимо от комплектации включает:
• ходовую часть (может быть колесной или гусеничной);
• бункер (в него загружают смесь асфальта или бетона);
• шнековую камеру, которую также называют узлом распределения смеси;
• трамбующий (уплотняющий) узел, состоящий из специального бруса или вибратора и выглаживающей плиты, за которой могут быть установлены прессующие планки и другие вспомогательные элементы.
В процессе участвует и другая техника, включая самосвал (для подачи смеси) и каток (финишное уплотнение), сам асфальтоукладчик только предварительно уплотняет слой.
Алгоритм работы асфальтоукладчика включает несколько этапов:
• Прием подготовленной смеси с самосвала.
• Перемещение смеси в шнековую камеру — с помощью шнеков смесь равномерно распределяется, а за счет управления шнеками регулируют характеристики покрытия (высоту, плотность) и даже скорость укладки.
• Предварительное уплотнение с помощью бруса и плиты.
Современные новые асфальтоукладчики оснащены датчиками, контролирующими основные параметры — например, подачу смеси в шнек, угол наклона уплотняющей плиты, толщину слоя и т. д.
Оператор асфальтоукладчика управляет техникой из кабины или со специальной платформы.
В зависимости от типа ходовой части, производительности или размера выделяют различные виды асфальтоукладчиков.