На территорию Западной Европы предки ротвейлеров — молоссы — попали вместе с легионами Клавдия Августа, после того как римские обозы пересекли Альпы и подмяли под себя южную часть современной Германии. Почвы новой колонии отличались плодородием, поэтому молоссам здесь быстро нашлось достойное занятие: крупные и свирепые собаки стали заниматься охраной и выпасом крупного рогатого скота.
Свое название порода получила в честь города Ротвайля на юго-западе Германии. Расположенный на перекрестке торговых путей и опоясанный бурным Неккаром, этот провинциальный уголок был главным поставщиком мяса для немецких княжеств. Ну а поскольку охотников бесплатно полакомиться этим продуктом в Средние века было немало, к охране мясных обозов в Ротвайле привлекали специально обученных собак. Кстати, поначалу четвероногих охранников именовали Metzgerhund, что в дословном переводе означает «собака мясника».
Ротвайльские бюргеры охотно использовали сильных и серьезных животных не только в качестве сторожей, но и как перевозчиков мясной продукции. Запряженные в тележки ротвейлеры развозили сочные стейки и вырезку, тем самым избавляя своих хозяев от необходимости содержания тягловой скотины. Однако после того, как через Ротвайль пролегли железнодорожные пути и скотоводы получили возможность транспортировать свой товар новым, более быстрым способом, необходимость в разведении собак отпала, и порода стала постепенно вырождаться.
Вспомнили о ротвейлерах только в начале XX века благодаря случаю, широко освещенному немецкой прессой. Суть происшествия заключалась в том, что во время потасовки с загулявшими матросами вахмистр штутгартской полиции натравил на нарушителей порядка своего ротвейлера. Животное в считаные минуты «разрулило» опасный конфликт, обратив бравых моряков в позорное бегство. После этого случая порода вновь обрела утраченную ранее популярность и уже к 1921 году обзавелась собственным фан-клубом.
Ротвейлеры неплохо уживаются с домашними животными, с которыми вместе росли. К маленьким собакам и щенкам ротвейлеры относятся равнодушно-презрительно. В крупных особях чувствуют соперников, зачастую провоцируя их на драку.