Финифть — древнейший художественный промысел, берущий свое начало в XVIII веке. В настоящий момент Ростов занимает одну из лидирующих позиций по росписи на эмали, именно здесь осуществляют свою деятельность как целые коллективы мастеров, так и отдельно взятые художники.
На территории региона функционирует музей-заповедник «Ростовский кремль», где находится одна из крупнейших коллекций объектов живописи по эмали (свыше 3 тыс. ед.) и большая часть из них размещена в Музее финифти.
Историческую ретроспективу ростовской финифти представляет зал, в котором посетители музея могут ознакомиться с разновидностями художественной эмали, а также образцами живописи. Также здесь можно увидеть материалы и инструменты, применяемые ростовскими мастерами при работе, в том числе — печи, где готовые работы повергались обжигу в XVIII, XIX и XX веках.
Каждый из прошедших веков (XVIII, XIX и XX) представлен в отдельном зале. В зале XVIII века гости могут увидеть самые ранние работы местных мастеров, выполненные в технике финифти, а также московские эмали, которые оказали существенное влияние на ремесло. В те времена миниатюра на эмали являлась частью декоративного ансамбля, в который входили камни (в том числе полудрагоценные и драгоценные) и ткани. Мастера эмали предпочитали не оставлять свои имена на готовых изделиях (так же, как и при росписи икон), в связи с чем большая часть коллекции XVIII и XIX анонимна, за исключением работ А. Мощанского и А. Всесвятского.
Ярким представителем XIX века является мастер Я. Шапошников, который уделил творчеству около полувека, его миниатюры представлены в начале экспозиции. Помимо Якова Ивановича, известностью в то время пользовались и другие мастера — А. Тарасов, П. Буров и Н. Архаров, их произведения также представлены в музее. В середине XIX века внутреннее содержание ростовской финифти претерпело изменения, после чего она стала более близка к православной иконе как по назначению, так и по образу. Еще одним знаменитым мастером XIX века является А. Титов — его миниатюры выделены в отдельные комплексы, так же, как и иконография Богоматери, светский портрет и виды святых мест.