В опросе, посвящённом глобальной конкурентоспособности и затрагивающем наиболее злободневные вопросы развития высшей школы в России, приняли участие 65 респондентов, включая руководителей ведущих вузов России — МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, МИСиС, УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, НИУ ВШЭ, Томского политехнического университета, Финансового университета, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и др.
Большинство участников опроса отметили, что наибольшего прогресса вузы достигли в области публикационной активности и цитируемости (45% опрошенных). Улучшение качества контингента обучающихся отметили 24% участников голосования. При этом о повышении качества преподавания заявили лишь 11% респондентов.
По мнению участников опроса, причинами стремительного роста цитируемости стали стимулирование вузами публикационной активности сотрудников (41% голосов) и понимание «правил игры» в наукометрических соревнованиях (35% голосов). Лишь небольшая часть участников голосования полагают, что данный рост стал следствием переориентации вузов на более востребованные области исследований или участия российских университетов в крупных международных коллаборациях (12 и 9% голосов соответственно).
Усиление публикационной активности никак не отразилось на студентах, считают 40% опрошенных. Остальные респонденты отметили как позитивные, так и негативные эффекты от роста цитируемости. Рост числа цитирований научных статей позитивно сказался на качестве преподавания (так считают 29% опрошенных) и на возможности студентов познакомиться с передовыми исследованиями (14% голосов). При этом 17% проголосовавших посчитали, что большая научная нагрузка на преподавателей повлекла за собой нехватку времени на полноценную подготовку к занятиям.
По мнению респондентов, при продвижении бренда вузы главным образом сосредоточены на абитуриентах и представителях академического сообщества (34 и 31% опрошенных соответственно). Репутация и узнаваемость среди работодателей также важны для вузов (это отметили 23% участников форума). Гораздо реже вузы концентрируются на работе по продвижению собственного бренда среди органов власти, студентов и выпускников.