По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российское образование в контексте международных индикаторов

На пресс-конференции в пресс-центре МИА «Россия сегодня» был представлен аналитический доклад «Российское образование в контексте международных индикаторов», подготовленный под руководством Марка Аграновича, директора центра мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС. Он содержит результаты анализа участия населения в образовании, его финансирования, организации образовательного процесса, положения педагогов на основе международных индикаторов. Статистические показатели образовательных систем развитых стран рассматриваются в увязке с социально-экономическими характеристиками и результатами образования. Задача доклада — выяснить, не кто лучший или худший, а чем система образования в России отличается от образовательных систем других стран, в какой степени соответствует мировым тенденциям и моделям и как это может отразиться на результатах обучения и социально-экономических эффектах образования. Публикуем основные тезисы доклада в сокращении.

В современном мире экономическое благосостояние страны и её граждан тесно связано с образованием, это подтверждается тем, что между величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на одного жителя и долей населения со средним профессиональным и высшим образованием, что соответствует третичному образованию по Международной стандартной классификации образования (МСКО 11), имеется статистически значимая положительная связь. Население Российской Федерации — одно из наиболее образованных в мире: по доле населения с третичным образованием наша страна занимает второе место среди всех стран, уступая только Канаде.

С позиции мировой тенденции, ВВП нашей страны, соответствующий уровню образования населения, должен был бы быть в два раза выше. Понятно, что на уровень благосостояния страны влияет не только образование населения, но и другие факторы. Тем не менее статистически значимая связь образования и подушевого ВВП указывает на то, что анализ особенностей системы образования нашей страны может позволить хотя бы частично объяснить, почему Россия не в полной мере использует преимущество, которое должен был бы обеспечить ей высочайший уровень образования населения.

Среди людей, имеющих третичное образование в России, гораздо больше, чем в других странах, обладателей дипломов о среднем профессиональном образовании (СПО). В общей численности жителей нашей страны старше 24 лет, имеющих третичное образование, выпускники программ СПО составляют 44 %, а бакалавры, специалисты и магистры — 55 %. Средние показатели по странам ОЭСР составляют соответственно 17 % и 81 %. Кроме того, закончивших аспирантуру/докторантуру в общей численности обладателей дипломов третичного образования в России 1 %, а в ОЭСР 3 %. Среди лиц, имеющих третичное образование в нашей стране, по сравнению с другими странами, доля женщин выше, одновременно уровень экономической активности женщин в России, как и в других странах, ниже, чем у мужчин. Это приводит к снижению средних показателей экономической активности населения с третичным образованием.

Для Цитирования:
Российское образование в контексте международных индикаторов. Ректор ВУЗа. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: