Щебень — продукт искусственного дробления твердых горных пород, а также кирпичного боя, шлаков и др. Полученную смесь зерен различных размеров (от 5 до 70 мм) подвергают рассеву на отдельные фракции. Отсеянные частицы размером менее 3 мм используют в качестве песка. Щебень отличается от гравия остроугольной формой и шероховатой поверхностью зерен, в связи с чем сцепление его с цементно-песчаным раствором лучше, чем с гравием.
Гравий — материал, образовавшийся при естественном разрушении горных пород. Величина отдельных зерен составляет от 5 до 70 мм. По виду залегания различают речной, морской и горный (овражный) гравий. Горный имеет шероховатую поверхность и содержит обычно примеси песка, глины, пыли и органических веществ. Речной и морской гравий чище горного, но зато имеет гладкую поверхность, что ухудшает сцепление с цементно-песчаным раствором. Для улучшения сцепления его можно дробить на щебень.
Особенностью рынка нерудных строительных материалов является концентрированность. Это связано с достаточно ощутимыми транспортными расходами на перевозку НСМ от продавца к покупателю. При транспортировке автомобильным транспортом убыточным становится перемещение товара на расстояния более 60 км. Наиболее предпочтительным является железнодорожный транспорт. Но и в этом случае транспортные расходы составляют значительную долю от стоимости товара. Цена на щебень и гравий с учетом транспортных расходов возрастает примерно на 20–30 %, а на песок до 90 %. Вследствие этого продукция становится неконкурентоспособной, а вывоз в другие субъекты Российской Федерации (за исключением граничащих регионов) экономически невыгоден и для поставщиков, и для покупателей. Поэтому географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей. Особенно это характерно для производства песка, который можно добывать практически в каждом регионе.
Среди субъектов Федерации основным рынком сбыта был Московский регион (Москва и Московская область), где реализовано около 20,6 млн м2 этой продукции, или 9,8 % от общероссийского потребления. На втором месте находятся СанктПетербург и Ленинградская область, на их долю пришлось около 6 % общероссийского потребления этой продукции. Третье место делят Краснодарский край, Ростовская область и Тюменская область — около 3,9 % в каждом регионе.