По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378

Российские вузы в международной конкурентной среде: организационные и правовые основы развития

А.А. Кирилловых канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного, административного права и правового обеспечения государственной службы, Юридический институт ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров

В статье рассматриваются вопросы развития системы отечественного высшего образования в условиях глобализации; показываются основные принципы экономической интеграции государств в рамках становления глобального рынка образовательных услуг, определяются векторы сближения национальных правовых систем в регулировании деятельности образовательных организаций.

Литература:

1. Хюфнер К. Высшее образование как общественное благо: методы и формы его предоставления // Высшее образование в Европе. — 2003. — Том. XXIII. — № 3. 2 Гусейнова К.Н. Право человека на высшее образование по международному праву и проблемы его обеспечения в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10, М., 2015.

3. Петросян Т.Э. Конституционное право на образование в России и зарубежных государствах: сравнительно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. — М., 2014.

4. Щербак Е.Н. Развитие высшего профессионального образования — базис экономического суверенитета государства в условиях рыночной экономики и глобализации // Юридический мир. — 2011. — № 11.

5. Квасницкий В.Н., Журавлева Т.Н. Государственное регулирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием // Экономика образования. — 2005. — № 10 (46).

6. Гусейнова К.Н. Право человека на высшее образование по международному праву и проблемы его обеспечения в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10, М., 2015.

7. Токмовцева М.В. Высшее учебное заведение как субъект отношений в сфере предпринимательства: автореф. дис… канд. юрид. наук / В.М. Токмовцева. — М., 2000.

8. Самылина И.А. Современный университет: преобразование в организацию // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2015. — № 2 (18).

9. Кирилловых А.А. Федеральные университеты в образовательном законе // Право и экономика. — 2009. — № 6.

Высшее образование сегодня можно воспринимать в двух ипостасях: как общественное благо (общее достояние) и личное благо (средство усиления личной и социальной конкурентоспособности индивида) [1, с. 56]. Реализация права на образование направленно на достижение конкурентоспособности индивида, позволяющей ему добиться надлежащего социального статуса [2, с. 13].

При этом в законах об образовании целого ряда государств общим выступает закрепление прямых указаний на признание образования благом и ценностью для всего общества в целом, а права на образование — одним из фундаментальных прав человека [3, с. 10]. Несомненно, что образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства [4, с. 54–56].

Стратегической целью государственной политики должно стать обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда, что способствовало бы реализации геополитических и экономических интересов Российской Федерации.

Надо признать, что феноменом современного этапа развития экономики России является быстро растущий спрос на высшее образование. Однако до сих пор вузы в большинстве своем представлены системой организаций, которая слабо подвергается необходимой модернизации. Речь здесь также идет о том, что процесс объединения отраслевых вузов в полидисциплинарные университеты наталкивается на существенные противоречия в организационной культуре отраслевого образования (сельскохозяйственного, медицинского и т.п.), а также проблемы межведомственного взаимодействия. Несмотря на известную отраслевую специфику такие образовательные организации стагнируют на фоне крупных университетов, способных более гибко адаптироваться под изменения внешней среды, а также ситуации на рынке образовательных услуг.

Однако даже создание крупных научно-образовательных центров регионального или межрегионального масштаба, например, в форме «опорных» вузов не приведет в ближайшей перспективе к созданию действительно мощной системы университетского образования. Необходим достаточно длительный период становления внутренней среды университета, позиционирования его качественных характеристик, формирования уникального бренда, способствующего узнаваемости вуза не только в рамках конкретного региона, но и за его пределами.

Для Цитирования:
А.А. Кирилловых, Российские вузы в международной конкурентной среде: организационные и правовые основы развития. Юрист ВУЗа. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: