Высшее образование сегодня можно воспринимать в двух ипостасях: как общественное благо (общее достояние) и личное благо (средство усиления личной и социальной конкурентоспособности индивида) [1, с. 56]. Реализация права на образование направленно на достижение конкурентоспособности индивида, позволяющей ему добиться надлежащего социального статуса [2, с. 13].
При этом в законах об образовании целого ряда государств общим выступает закрепление прямых указаний на признание образования благом и ценностью для всего общества в целом, а права на образование — одним из фундаментальных прав человека [3, с. 10]. Несомненно, что образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства [4, с. 54–56].
Стратегической целью государственной политики должно стать обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке образования и труда, что способствовало бы реализации геополитических и экономических интересов Российской Федерации.
Надо признать, что феноменом современного этапа развития экономики России является быстро растущий спрос на высшее образование. Однако до сих пор вузы в большинстве своем представлены системой организаций, которая слабо подвергается необходимой модернизации. Речь здесь также идет о том, что процесс объединения отраслевых вузов в полидисциплинарные университеты наталкивается на существенные противоречия в организационной культуре отраслевого образования (сельскохозяйственного, медицинского и т.п.), а также проблемы межведомственного взаимодействия. Несмотря на известную отраслевую специфику такие образовательные организации стагнируют на фоне крупных университетов, способных более гибко адаптироваться под изменения внешней среды, а также ситуации на рынке образовательных услуг.
Однако даже создание крупных научно-образовательных центров регионального или межрегионального масштаба, например, в форме «опорных» вузов не приведет в ближайшей перспективе к созданию действительно мощной системы университетского образования. Необходим достаточно длительный период становления внутренней среды университета, позиционирования его качественных характеристик, формирования уникального бренда, способствующего узнаваемости вуза не только в рамках конкретного региона, но и за его пределами.