По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российские инновации для поддержания изоляции электродвигателей в рабочем состоянии и предотвращения аварий

Салеков Д. Ю. управляющий директор, KRON Electric
Сивоконь И. П. технический директор, KRON Electric

Около 15% аварий на объектах, оснащенных оборудованием мегаваттного класса, происходит из-за нарушения изоляции обмотки двигателей. В статье представлена технология для автоматической диагностики и поддержания изоляции электрических машин в рабочем состоянии. Описана линейка оборудования KRON ELECTRIC, разработанная для работы с двигателями постоянного тока, синхронными и асинхронными двигателями переменного тока мощностью от 5 до 15 000 кВт, а также в повышающих и понижающих трансформаторах.

Что объединяет транспортную отрасль, предприятия ЖКХ, добывающий сектор и производственные компании. Во время встреч с сервисными подразделениями ГОКов и предприятий энергетики наши специалисты выяснили, что около 15% аварий на объектах, оснащенных оборудованием мегаваттного класса, происходит из-за нарушения изоляции обмотки двигателей.

Обычно применяется два режима эксплуатации электродвигателей: один работает, второй – в резерве или попеременная эксплуатация. Если двигатель не работает длительное время, в поры изоляции проникает влага, вследствие чего снижается сопротивление изоляции в обмотке электродвигателя. Запуск двигателя без предварительной «просушки» может спровоцировать т. н. «электрический пробой» в обмотках, который в свою очередь приводит к выходу из строя всего агрегата. Сначала возникает электрический разряд, через несколько секунд образуется большая область поражения, а далее короткое замыкание с выгоранием обмотки.

Внеплановая остановка подобного двигателя приводит к убыткам в сотни миллионов рублей. Например, стоимость электродвигателя класса 5–7 МВт российского производства составляет 20–22 млн руб.

Проблема снижения сопротивления изоляции электрических машин возникла в тот же момент, как они появились и стали применяться в качестве приводов для различных транспортных средств и агрегатов. Мы потратили более двух лет на изучение проблематики эксплуатации двигателей, опыта сервисного персонала и методы решения проблемы.

Первый способ – это метод косвенного нагрева обмоток электродвигателя. Для этих целей используются генераторы горячего воздуха, работающие как от электрической энергии, так на углеводородном топливе. Метод крайне энерго- и трудозатратный, требует установки двигателя под «купол» из плотного материала, оборудования зоны безопасности и подключения источника горячего воздуха. Он достаточно эффективен для решения сиюминутной задачи с точки зрения времени восстановления сопротивления изоляции, но из-за неравномерного и неконтролируемого нагрева агрегата ускоряет разрушение материала изоляции и оказывает негативное влияние на все узлы электродвигателя. Кроме того, подготовка горячего воздуха требует огромных мощностей оборудования: от десятков до сотен киловатт.

Для Цитирования:
Салеков Д. Ю., Сивоконь И. П., Российские инновации для поддержания изоляции электродвигателей в рабочем состоянии и предотвращения аварий. Главный энергетик. 2022;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: