По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российская дипломатия и политика безопасности Европейского союза

Мозель Константин Николаевич Чрезвычайный и Полномочный Посол, доцент кафедры дипломатии и консульской службы, кандидат исторических наук, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119034, Россия, Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1, E-mail: kmozel@mail.ru

Европейская политика безопасности складывалась в течение целого ряда исторических этапов. Первые наработки появились в 50-е — 90-е гг. прошлого века в рамках Ялтинско-Потсдамской биполярной системы. После 1991 г. последовал ряд проектов по развитию военно-политической интеграции Евросоюза, стратегически привязанных к НАТО. На современном этапе Европа взяла курс на агрессивную политику в отношении России, угрожая ее суверенитету и безопасности. В этой ситуации Россия твердо намерена защищать свои национальные интересы, чтобы нейтрализовать возникающие угрозы, создать условия для прекращения недружественных действий и сформировать новую модель сосуществования с европейскими государствами.

Литература:

1. Специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности (c. 23–46)//Гарант РУ URL: https://base.garant.ru/2566557/bf40baccc0be71028d706c2a6e9cd320/

2. Еврокомиссия: идея об армии ЕС не отменяет центральную роль НАТО//РИА URL: http://ria.ru/world/20150309/1051602724.html

3. The Diplomatic Service of the European Union EEAS

4. Глобальная стратегия Европейского Союза по внешней политике и политике безопасности//EEAS URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/27890/ %D0 %93 % D0 %BB %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %B0 %D0 %BB

5. Столтенберг: ЕС не должен соревноваться с НАТО и дублировать его функции//EADAILY URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/27890/ %D0 %93 %D0 %BB % D0 %BE %D0 %B1 %D0 %B0 %D0 %BB

6. https://eeas.europa.eu/headquarters/headQuarters-homepage_ru/46127/ %D0 %A1 %D0 %BE % D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B4 %

7. Г. Киссинджер. Мировой порядок.- М., изд. АСТ. 2015 г. с. 128

8. A Strategic Compass for Security and Defence//EEAS URL: https://eeas.europa. eu/sites/default/files/strategic_compass_en3_web.pdf.

9. Неймарк М. А. «Хищники» в геополитике и Европа//Современная Европа. 2021. № 7.

1. Specialnie polozhenia ob vneshnei politike i politike bezopasnosti (P. 23–46)//Garant RU URL: https://base.garant.ru/2566557/bf40baccc0be71028d706c2a6e9cd320/

2. Evrokomissiya: idea ob armii ES ne otmeniaet centralnuyu rol NATO//RIA URL: http://ria.ru/world/20150309/1051602724.html

3. The Diplomatic Service of the European Union EEAS

4. Glovalnaia strategia Evropeiskogo Soiuza vneshnei politike i politike bezopasnosti//EEAUS URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/27890/ %D0 %93 %D0 %BB %D0 %B E %D0 %B1 %D0 %B0 %D0 %BB

5. Stoltenberg: ES ne dolzhni sorevnovatsia s NATO i dublirovat ego funktsii//EADAILY URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage_ru/27890/ %D0 %93 %D0 %BB %D0 %B E %D0 %B1 %D0 %B0 %D0 %BB

6. https://eeas.europa.eu/headquarters/headQuarters-homepage_ru/46127/ %D0 %A1 %D0 %BE % D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B4 %

7. G Kissenger. Mirovoi poriadok. — M., izd. AST. 2015, P. 128

8. A Strategic Compass for Security and Defence//EEAS URL: https://eeas.europa. eu/sites/default/files/strategic_compass_en3_web.pdf.

9. Neimark M. A. "Hishniki" b geopolitike i Evropa//Sovremennaia Evropa. 2021. № 7.

Дискуссии вокруг европейской политики безопасности и обороны ведутся уже длительное время и берут начало в тот период, когда измотанная войной Европа столкнулась с проблемой своей роли в новой расстановке сил, определения курса развития на мировой арене, формирования крупных интеграционных проектов.

Изначально сама суть европейской интеграции, включая сферу безопасности, мыслилась как отказ от войн во взаимоотношениях между европейскими державами, в первую очередь между Францией и Германией. Европейское интеграционное объединение рассматривалось как новый этап, качественный скачок в развитии международных отношений, как носитель уникальных и передовых характеристик.

Эта политика прошла через ряд исторических этапов, от проектов 50–90-х гг. прошлого века, появившихся в рамках Ялтинско-Потсдамской биполярной системы до современного периода, когда Европа взяла курс на агрессивную политику в отношении России, угрожая ее суверенитету и безопасности.

Маастрихтский договор, обозначивший ответственность ЕС в сфере общей внешней политики и политики безопасности, содержал лишь общие направления будущего развития в области военно-политической интеграции. Принципиально важным было положение о том, что общая оборонная политика «может со временем привести к совместной обороне» [1].

Страны–участницы Евросоюза сами определяют свою оборонную политику, однако ее общая координация по-прежнему осуществляется по линии НАТО.

После косовского кризиса страны Евросоюза на саммите в Кельне в июне 1999 г. решили углубить координацию внешней политики и перейти к проведению Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). В этих целях в 1999 г. был учрежден пост Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности. С 1 декабря 2019 г. эту должность занимает министр иностранных дел Испании Жозеп Боррель.

Результатом перехода к ЕПБО стало принятие Евросоюзом в начале 2000-х гг. ряда мер по созданию дополнительных политических и военных структур в области внешней политики, политики безопасности и обороны. На основании этих и последующих решений с 2001 г. в ЕС начали действовать Комитет по политике и безопасности, а также Военный комитет в составе начальников генеральных штабов вооруженных сил государств ЕС и подчиненный ему Военный штаб.

Для Цитирования:
Мозель Константин Николаевич, Российская дипломатия и политика безопасности Европейского союза. Дипломатическая служба. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: