Дискуссии вокруг европейской политики безопасности и обороны ведутся уже длительное время и берут начало в тот период, когда измотанная войной Европа столкнулась с проблемой своей роли в новой расстановке сил, определения курса развития на мировой арене, формирования крупных интеграционных проектов.
Изначально сама суть европейской интеграции, включая сферу безопасности, мыслилась как отказ от войн во взаимоотношениях между европейскими державами, в первую очередь между Францией и Германией. Европейское интеграционное объединение рассматривалось как новый этап, качественный скачок в развитии международных отношений, как носитель уникальных и передовых характеристик.
Эта политика прошла через ряд исторических этапов, от проектов 50–90-х гг. прошлого века, появившихся в рамках Ялтинско-Потсдамской биполярной системы до современного периода, когда Европа взяла курс на агрессивную политику в отношении России, угрожая ее суверенитету и безопасности.
Маастрихтский договор, обозначивший ответственность ЕС в сфере общей внешней политики и политики безопасности, содержал лишь общие направления будущего развития в области военно-политической интеграции. Принципиально важным было положение о том, что общая оборонная политика «может со временем привести к совместной обороне» [1].
Страны–участницы Евросоюза сами определяют свою оборонную политику, однако ее общая координация по-прежнему осуществляется по линии НАТО.
После косовского кризиса страны Евросоюза на саммите в Кельне в июне 1999 г. решили углубить координацию внешней политики и перейти к проведению Европейской политики безопасности и обороны (ЕПБО). В этих целях в 1999 г. был учрежден пост Верховного представителя по общей внешней политике и политике безопасности. С 1 декабря 2019 г. эту должность занимает министр иностранных дел Испании Жозеп Боррель.
Результатом перехода к ЕПБО стало принятие Евросоюзом в начале 2000-х гг. ряда мер по созданию дополнительных политических и военных структур в области внешней политики, политики безопасности и обороны. На основании этих и последующих решений с 2001 г. в ЕС начали действовать Комитет по политике и безопасности, а также Военный комитет в составе начальников генеральных штабов вооруженных сил государств ЕС и подчиненный ему Военный штаб.