По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.74

Россияне в стране технологий

Сёмина Марина Вячеславовна ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», Россия, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, 5, Е-mail: modernsociology@gmail.com

Цель данной статьи — познакомить читателей с исследованием, проведенным студентами и сотрудниками государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, которое раскрывает сегодняшнее взаимодействие среднестатистического жителя России с технологиями. Что люди понимают под технологиями, как они их используют в быту и на работе? Как они используют мобильные телефоны, какие мобильные приложения их привлекают? Есть какие-то специфические черты, отличающие россиян от других? Как жители России оценивают свой уровень овладения технологиями — об этом и говорится в этой статье.

Литература:

1. Being young in Europe today: Eurostat statistical books. — Theme: Population and social conditions Collection: Statistical books 2015. — 214 р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/6776245/KS-05-14-031EN-N.pdf/18bee6f0-c181-457d-ba82-d77b314456b9 (дата обращения 18.04.2018).

2. Воронина Ю. Быстрее и дешевле. Россия вошла в топ-10 стран по доступности Интернета // Российская бизнес-газета. — № 995 (16). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rg.ru/2015/04/28/internet-dostup.html (дата обращения 01.07.2018).

3. PLAY BEFORE WORK GAMES MOST POPULAR MOBILE APP CATEGORY IN US. Опубликовано 07.06.2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nielsen.com/us/ en/insights/news/2011/games-most-popular-mobile-app-category.html (дата обращения 01.07.2018).

4. Опрос, проводимый компанией «Нильсен» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://venturebeat.com/2011/07/07/nielsen-smartphone-games-popular/ (дата обращения 01.07.2018).

5. Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984. — 336 с.

6. Андреева А.Н., Марми Е.В. Мода и демонстративное потребление в России // Брендменеджмент. — 2012. — № 2.

7. Бердяев Н. Судьба России // Родина. — 1989. — № 2. — С. 65.

8. Лебедева Н.М. Влияние ценностей на отношение к инновациям в России и Китае // Общественные науки и современность. — 2010. — № 3. — С. 47.

9. Латур Б. Пересборка социального. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 382 с.

10. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — 414 с.

11. Latour B. Science in Action: how to follow scientists and engineers through society. — Сambridge, Massachusetts: Harvard Univ. Press, 1987.

12. Блэкуэлл Р., Миниард.П., Энджел Дж. Поведение потребителей. — 10-е изд. — М.: Питер, 2010. — 944 с.

13. Gross Matthias. Risk as zombie category: Ulrich Beck's unfi nished project of the 'nonknowledge' society. In: Security Dialogue. — 2016. — 47 (5). — S. 386–402.

Статья поступила 18.08.2018 г.

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Федор Тютчев

Сегодня мы констатируем, что интерес к взаимодействию человека и техники возрос неоднократно, и в первую очередь нужно отметить направление исследований, которое начало активно развиваться на Западе после 1960-х гг. — это исследование науки и технологий. Название дисциплины соответствует аббревиатуре Science, Technology and Society, т.е. наука, технологии и общество. В рамках этого подхода сразу в нескольких университетах стали развиваться дисциплины, связанные с технологиями. Можно сказать так: вместе с STS пришло понимание: какие бы технологии мы ни развивали, там, где работают люди, возникают особые социальные отношения. И чтобы технологии успешно работали, нельзя не учитывать законы взаимоотношений между людьми, между человеком и машиной. Сегодня в сфере социальных аспектов технологий работают такие ученые, как Бруно Латур [9, 10, 11]. Он развивает сферу исследований, связанную с социальными аспектами освоения человеком технологий. По мнению Бруно Латура, например, нужно детально изучать ученых и исследовательские коллективы, чтобы понимать, как формируется новое знание, как из повседневных практик в процессе риторики возникают новые смыслы, как эти смыслы овладевают умами ученых и как рождается что-то новое. Латур считает, что новый образ общества рождается из взаимодействия различных групп ученых, их споров и дискуссий в академических и неакадемических кругах. Другой ученый, Матиас Гросс пишет о новых рисках, которые возникают сегодня [13]. И поскольку человеческие взаимодействия очень объемны, необходимо уделять должное внимание создающимся условиям, в которых зарождаются новые идеи.

В России направление социальных аспектов технологий только начинает развиваться, поэтому мы, сотрудники университета имени Н.Э. Баумана, решили провести исследование, посвященное технологиям. Исследовательский вопрос мы сформулировали следующим образом: «Какими технологиями пользуются россияне и как воспринимают уровень развития технологий в своей стране?»

Для Цитирования:
Сёмина Марина Вячеславовна, Россияне в стране технологий. Вопросы культурологии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: