Вход в подвал типичной пятиэтажки на севере Москвы накрыт изящной решеткой. Вывески нет — обычное неизвестно что. Случайный человек мысленно причисляет эти запертые места к подпольным саунам, игорным клубам, и чаще всего бывает прав. Оттого легко представить его шок, если он узнает, что в действительности скрывается в одном из таких подземных помещений. Здесь работает самое настоящее конструкторское бюро, которое создает самых настоящих роботов.
В секретном без преувеличения КБ возятся не с воображаемыми концептами и не с игрушками какими-нибудь — тут действительно трудятся сосредоточенные люди, которые конструируют роботов истинно российского производства. Сами роботы живьем находятся здесь же — это абсолютно дееспособные машины. Как и полагается серийному продукту, роботы выглядят одинаково, и фантазия легко сколачивает из них армию. Роботов ведь и в подвале довольно много — десятка полтора. В стране — в разы больше. А сколько их будет через годикдругой…
Компания, владеющая подпольным КБ, а также собственным машиностроительным производством неподалеку, называется «Эрбот». Ее гендиректор, предложивший мне зеленого чаю, сам отправился его делать. Этот поступок довольно точно характеризует — он привык все делать сам, ни на кого особо не полагаясь. Ему приходится заниматься всем, поэтому мой собеседник не только генеральный директор, но и генеральный конструктор, и единственный инвестор «Эрбота», и главный энтузиаст, и неисправимый оптимист.
«Меня зовут Алекс», — отрекомендовался Князев в переписке. Звучит до того легкомысленно, что при встрече с ним ожидаешь увидеть льва из мультика «Мадагаскар». Однако ничего общего со львом не находится — мне протягивает руку улыбчивый коротко стриженный мужчина, в котором разглядеть ярого приверженца робототехники просто невозможно. Передо мной крепкий хозяйственник, предприниматель с образованием юридического лица.
Первая специальность Алекса, официально Князева Алексея Александровича, — оптикоэлектронные приборы. Их он теперь приравнивает к компьютерному зрению. В аспирантуре темой Князева были ЭВМ, системы и сети. С конца 1980-х по 1990-е гг. будущий шеф «Эрбота» трудился программистом, и успешно. Тогда будто бы и вызрело желание заниматься искусственным интеллектом.