По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Россия между Востоком и Западом

Юрий Пискулов главный редактор

Все знают, что глобализация полезна для национальной экономики. Она диверсифицирует ее, повышает инновационность и международную конкурентоспособность. Глобализация не должна ущемлять национальный суверенитет. И в этом принципиальное отличие глобализации «по правилам ВТО» от глобализации «поамерикански».

Россия — участник глобального процесса: наши ТНК нефтегазового сектора, металлургии и некоторых других отраслей достойно вписываются в картину глобального мира. Но этот мир быстро меняется, превращаясь из однополярного «прозападного» в многополярный. При этом глобализация сохраняется, все отчетливее приобретая двуликость: «прозападная», включая США, и «восточная» во главе с Китаем.

Россию нельзя отнести ни к западному, ни к восточному направлению глобального интеграционного процесса. Она евразийская держава с огромными неиспользованными ресурсами и потенциалом. От того, как она использует свое стратегическое положение между Востоком и Западом, во многом будет зависеть ее будущее. Западные санкции достигли принципиально иного результата: Россия не только повысила свою технологическую независимость через импортозамещение, но и совершила большой поворот в сторону Востока, то есть в сторону Китая, стран Азии и АТР.

Редакция попросила наших именитых авторов разобраться в сложившейся ситуации и в тенденции дальнейшего развития.

Андрей Спартак рисует сценарий сотрудничества стран ЕАЭС с Китаем, сопряжение Евразийского союза с экономическим поясом Шелкового пути, говорит о возможности уравновесить преобладающее влияние Китая, а также использовать сквозную логистику Китай — ЕАЭС — Россия — ЕС для реализации концепции Большого Евразийского партнерства, открытого в том числе и для Европейского союза. А пока экспорт товаров из стран ЕАЭС в Китай сокращается: с 56 млрд долл. США в 2013 г. до 40 млрд в 2015-м.

Или Гладков, рассматривая внешнеэкономические связи Евросоюза, делает вывод о наращивании им внешнеэкономической экспансии: доля ЕС в мировом товарном экспорте увеличилась с 31 до 34 % за истекшее десятилетие, а поставок в Китай — втрое. Главным партнером ЕС продолжают оставаться США — 21 % экспорта, на втором месте Китай — 10, Россия на пятом месте — 4 %. Для нас ЕС — крупнейший торговый партнер, на который в прошлом году пришлось 43 % товарооборота России против 50 % в 2013 г. Стоимостное снижение объясняется падением цен на энергоносители, а в целом физический (товарный) объем поставок не уменьшился, а даже несколько увеличился. Это характерно и для всей внешней торговли России. Сокращение товарооборота с 842 млрд долл. США максимально в 2013 г. до 468 млрд в 2016 г. не повлияло на товарное присутствие России в мире. Другое дело — это присутствие, в основном сырьевое, а значит, подвержено конъюнктуре мирового рынка.

Для Цитирования:
Юрий Пискулов, Россия между Востоком и Западом. Международная экономика. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: