Китай выступает основным торговым партнером России в Азиатском регионе. На него в 2016 г. приходилось 20,9 % российского импорта и 9,82 % экспорта [17]. При этом в торговле России и Китая сохраняется целый ряд проблем [2].
Начиная с 2007 г., в двусторонних торговых отношениях с Китаем у России сформировался отрицательный баланс, при этом ежегодно размер дефицита двустороннего торгового баланса увеличивается.
Основу российского экспорта в Китай составляет минеральное топливо (нефть и нефтепродукты), на которые приходилось 51,9 % в 2010 г. и 63,75 % в 2016 г. Импортируется по-прежнему главным образом продукция машиностроения: на долю электронного и электрооборудования, занимающего первое место, в 2015 г. приходилось 25,2 % (доля этой категории выросла более чем на 3 п. п. с 2010 г.). Стабильно высокой и устойчиво растущей остается и доля ядерных реакторов и котлов — 23,7 и 22,9 % в 2015 и 2010 гг. соответственно. Постепенно растет и импорт транспортных средств (отличных от трамвайного и железнодорожного).
При сохранении «инерционной траектории» неблагоприятная для России отраслевая структура внешнеторговых связей с Китаем может усилиться, что выразится в еще большем закреплении за Россией в структуре национального экспорта статуса сырьевой державы [1].
С учетом стремления к отраслевой диверсификации структуры российского производства и реализации программ ускоренного импортозамещения [4–6] крайне важно выявить ключевые детерминанты импортного спроса России на товары из Китая в отраслевом разрезе. Это, во-первых, позволит прогнозировать динамику взаимного товарооборота в случае изменения ключевых детерминант, а во-вторых, создаст основу для выработки эффективной стратегии регулирования импорта с учетом национальных стратегических интересов.
На динамику импорта может оказывать влияние целый ряд факторов, которые условно можно разделить на внутренние и внешние.
К числу внутренних можно отнести [8, 14]:
- уровень таможенных пошлин,