В современном мире стратегическое партнерство держав, таких крупных и столь близких друг к другу географически, каковыми являются сегодня Иран и Россия, играет значительную роль в сфере обеспечения региональной стабильности и безопасности, создания благоприятной обстановки для развития взаимовыгодного экономического и культурного партнерства. Также оно имеет целью ограничить влияние других крупных политических блоков, географически более удаленных, но преследующих свои собственные интересы в данном регионе (особенно если эти интересы не согласуются с интересами двух сотрудничающих государств). На сегодняшний день именно в этом заключаются предпосылки для развития российско-иранского стратегического партнерства.
Объектом приведенного исследования являются предпосылки, история и перспектива развития стратегического, экономического сотрудничества Исламской Республики Иран и Астраханской области как субъекта Российской Федерации и базиса для формирования вышеуказанных критериев сотрудничества.
Степень научной разработанности приведенной тематики как в области российско-иранских отношений, так и роли Астраханского региона в ней, к сожалению, невысока, что объясняется:
- внешнеполитической ситуацией вокруг Ирана;
- отсутствием масштабного сотрудничества между политической элитой двух государств, нормативно-правовой базы для устойчивых экономических отношений, что ограничивает интерес бизнеса обеих стран;
- отсутствием идеологического сходства построения правовых систем государств, в связи с чем Иран зачастую рассматривается учеными как государство с исламской правовой системой, живущей по законам Шариата, а не как политический и экономический партнер.
Отношения России и Ирана имеют многовековую историю, в которой были периоды как сотрудничества, так и обострения отношений. В XIX веке не последнюю роль в этом сыграли политики Великобритании и Франции.
В советский период, согласно советско-иранскому договору от 26 февраля 1921 г., Советская Россия отказывалась от всей собственности, принадлежавшей в Иране царской России. Вместе с тем 6-я статья договора предусматривала возможность ввода советских войск в Иран для недопущения использования Ирана прочими государствами как военной базы против России. Соглашение предусматривало также равноправное для двух государств использование вод Каспия, подтвержденное впоследствии торговым договором о мореходстве 25 марта 1940 г. В дальнейшем продолжало развиваться экономическое сотрудничество Ирана и СССР.