Одной из тенденций современного мира является смещение центра экономической и политической активности из Европы в Азиатский регион. Данный «разворот» в сторону Азии обусловлен в первую очередь существенным изменением геополитического и геоэкономического миропорядка, а также возросшим влиянием стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) как на региональном, так и на глобальном уровне. АТР превратился в центр, где сталкиваются интересы США, Китая, Японии, России и стран АСЕАН.
Равноправное развитие в интересах сотрудничества. Создание в 1989 г. Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) явилось следствием политических и экономических процессов, обусловленных глобализацией и усилением взаимозависимости стран, осознанием необходимости усиливать коллективное сотрудничество в целях обеспечения устойчивого развития и противодействия глобальным рискам. АТЭС объединяет 21 государство, включая и Россию (с 1998 г.), где проживает свыше 40 % мирового населения, производится около 60 % мирового ВВП, приходится до 50 % оборота международной торговли, более 40 % объема прямых иностранных инвестиций [7].
Своеобразие этого форума проявляется в том, что он на равноправной основе объединяет разновеликие экономики: мировых лидеров и гигантов — США, Китай, Японию, экономики среднего уровня — Россию, Республику Корея, Мексику и такие беднейшие страны, как, например, Вьетнам и Папуа-Новую Гвинею (табл. 1).
Форум АТЭС является наиболее влиятельной многосторонней площадкой в АТР, где проводятся переговоры по широкому спектру вопросов. Например, в рамках АТЭС обсуждаются направления усиления региональной экономической интеграции [8, с. 27], разрабатываются правила экономического сотрудничества, торговли и инвестиционной политики в АТР. Отличительной особенностью современной стратегии АТЭС является то, что ведущая роль отводится малому и среднему бизнесу, который рассматривается в качестве ключевого в инклюзивном росте экономик АТР. То есть на первый план выдвигаются экономические интересы, и именно бизнес определяет вектор развития интеграционного процесса в АТЭС. Например, 16 ноября 2015 г., за день до официальной встречи стран АТЭС (Филиппины) был проведен Саммит «Инновации и большие идеи: мертвые границы», центральным вопросом которого стало оказание содействия и поддержки микро, малых и средних предприятий, составляющих 99,7 % от экономик АТЭС. По мнению экспертов, «для открытия замечательного потенциала предпринимателей нужны прочные инновационные экосистемы. Микро, малые и средние предприятия часто лучше могут понять новые ожидания клиентов и создать трансформационные бизнес-модели с помощью инноваций» [10].