Выход России в положительную фазу делового цикла в 2017–2018 гг. и адаптация к возникшим в предыдущие годы внешним шокам делает исключительно актуальным переход к новому качеству социально-экономического развития.
Формирование новой модели роста — императив, заданный как внутренними задачами, так и глобальными трендами. Практически все ведущие страны мира стоят сейчас перед новыми вызовами. К этим вызовам — экономическим, технологическим, социальным, экологическим — следует также отнести усиливающуюся геополитическую напряженность. Можно констатировать, что глобальный кризис, начавшийся в 2008 г., открыл в мире период нестабильности, быстрых, порой радикальных перемен и низкой предсказуемости.
Россия смогла достойно ответить на вызовы турбулентного десятилетия. Мы предотвратили развертывание макроэкономического кризиса, смягчили острые финансовые проблемы, причем не допустив критического роста долговой зависимости, избежали кризиса банковской системы.
Еще более важно, что страна не попала в ловушку политического кризиса, что свидетельствует об устойчивости сформировавшихся государственных институтов.
Однако успехи в противостоянии кризисам не снижают актуальность институциональной и структурной модернизации.
Без нее невысокая инвестиционная активность, затормозившийся рост производительности труда, всё более проявляющие себя неблагоприятные демографические тенденции будут оказывать негативное влияние на позиции России в мире, усиливать технологический разрыв со странамилидерами.
На повестке — проведение структурных и институциональных реформ, позволяющих в полной мере реализоваться предпринимательской инициативе, снять избыточные ограничения на рынке труда и капитала, обеспечить рост производительности. А главное — создать прочную основу для повышения благосостояния людей.
Необходимая динамика и новое качество роста должны позволить достичь национальных целей и выполнить стратегические задачи развития страны на период до 2024 г., сформулированные в 2018 г. в указе президента № 204.