Тот факт, что образование формирует будущее страны, сегодня не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению и то, что в наши дни образование переживает глубочайший кризис. Интеллектуальные среды, создающиеся в рамках тех или иных учебных заведений, всё более сужаются. Ориентированность мировых образовательных систем на воспитание специалистов узкого профиля позволяет сделать выводы о неизбежной деинтеллектуализации современного общества. Совершенно справедливо считая образование фактором социально-экономического прогресса, принято забывать о том, что его основной функцией всегда являлся прогресс интеллектуальный и духовный. В России давно назрела необходимость в фундаментальном изменении образовательной системы и разработке образовательного канона будущего, на который постепенно станут ориентироваться другие учебные заведения, полностью восприняв его как матрицу полноценной модели образования, формирующей многогранную личность с чётко выраженной идентичностью. В этой статье мы хотели бы представить свой взгляд на выход из нынешнего кризиса, который видим в формировании неоклассического образовательного канона.
После Октябрьской революции классические гимназии как тип учебного заведения были незамедлительно ликвидированы, и от классической образовательной парадигмы мы перешли к парадигме реального образования (общеобразовательной трудовой школе), тем самым отказавшись от формирования интеллектуальной элиты. Тот же путь был проделан на Западе, но уже капиталистами, убеждёнными противниками классического образования. В своём движении к деградации образования Запад намного нас опередил: разрушительные тенденции наметились там уже в XVI–XVII вв., что было связано с появлением класса буржуазии, а в XX столетии Западная Европа решительно отказалась от классического наследия. К сожалению, от Запада мы взяли всё самое деструктивное: большевики варварски избавились от духовного и интеллектуального наследия наиболее образованной части нашего общества, уничтожив все плоды культуры Серебряного века, а затем передали эстафету пришедшим им на смену (уже в 1990-е) либералам. Приходится констатировать, что и капиталисты, и их непримиримые противники, по сути, проводили одну и ту же работу, в результате которой мы получили торжество невежества, кризис образования и странный гибрид «торговца-пролетария», почему-то называющего себя «специалистом».