По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

России нужна новая классическая академия

Юлия Павловна Куликова партнёр Janus Academy, председатель Экономической платформы Евразийского культурно-просветительского проекта Academia Janus, директор Международного дипломатического салона (#ЕвразийскаяГостиная) #ArtemEurasia: «Искусство Евразия», глава Экономического совета Ассамблеи народов Евразии, руководитель стратегических программ Комитета по науке и образованию Российского союза товаропроизводителей, президент Международного дипломатического клуба публичной дипломатии «Евразия. Искусство», директор Центра исследований экономических, геополитических, социокультурных и интеграционных перспектив Евразии «Генерация Е» Европейского института Justo

…известный культурный ренессанс Серебряного века не состоялся бы, если бы не система классического образования. Вяч. Иванов

Тот факт, что образование формирует будущее страны, сегодня не подлежит сомнению, как не подлежит сомнению и то, что в наши дни образование переживает глубочайший кризис. Интеллектуальные среды, создающиеся в рамках тех или иных учебных заведений, всё более сужаются. Ориентированность мировых образовательных систем на воспитание специалистов узкого профиля позволяет сделать выводы о неизбежной деинтеллектуализации современного общества. Совершенно справедливо считая образование фактором социально-экономического прогресса, принято забывать о том, что его основной функцией всегда являлся прогресс интеллектуальный и духовный. В России давно назрела необходимость в фундаментальном изменении образовательной системы и разработке образовательного канона будущего, на который постепенно станут ориентироваться другие учебные заведения, полностью восприняв его как матрицу полноценной модели образования, формирующей многогранную личность с чётко выраженной идентичностью. В этой статье мы хотели бы представить свой взгляд на выход из нынешнего кризиса, который видим в формировании неоклассического образовательного канона.

После Октябрьской революции классические гимназии как тип учебного заведения были незамедлительно ликвидированы, и от классической образовательной парадигмы мы перешли к парадигме реального образования (общеобразовательной трудовой школе), тем самым отказавшись от формирования интеллектуальной элиты. Тот же путь был проделан на Западе, но уже капиталистами, убеждёнными противниками классического образования. В своём движении к деградации образования Запад намного нас опередил: разрушительные тенденции наметились там уже в XVI–XVII вв., что было связано с появлением класса буржуазии, а в XX столетии Западная Европа решительно отказалась от классического наследия. К сожалению, от Запада мы взяли всё самое деструктивное: большевики варварски избавились от духовного и интеллектуального наследия наиболее образованной части нашего общества, уничтожив все плоды культуры Серебряного века, а затем передали эстафету пришедшим им на смену (уже в 1990-е) либералам. Приходится констатировать, что и капиталисты, и их непримиримые противники, по сути, проводили одну и ту же работу, в результате которой мы получили торжество невежества, кризис образования и странный гибрид «торговца-пролетария», почему-то называющего себя «специалистом».

Для Цитирования:
Юлия Павловна Куликова, России нужна новая классическая академия. Ректор ВУЗа. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: