По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.3:528.4:005.584.1

Роль землеустройства, кадастра и мониторинга земель в формировании земельного налога в регионах

Гераськин М.М. канд. экон. наук, доцент кафедры землеустройства, Государственный университет по землеустройству, г. Москва
Захаркина Р.А. канд. экон. наук, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учета, Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, г. Саранск
Каргин В.И. д-р с.-х. наук, профессор кафедры технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

На примере Республики Мордовия показана роль землеустройства, кадастра и мониторинга земель в формировании земельного налога. Приведена динамика основных факторов, формирующих земельный налог и его поступление в консолидированный бюджет региона за 2006–2017 гг. Внесено предложение о целевом использовании средств от земельного налога с земель сельскохозяйственного назначения на повышение плодородия почв и защиту земель от эрозии.

Литература:

1. Варламов А.А. Земельный кадастр: в 6 т. Т. 4. Оценка земель. — М.: Колос, 2006. — 463 с.

2. Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.А. Роль кадастров в информационном обеспечении управления земельными ресурсами // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 12. — С. 5–10.

3. Волков С.Н. Обоснование необходимости проведения землеустройства и его роль в решении приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2007. — № 6. — С. 3–6.

4. Гераськин М.М. Формирование бюджета региона от платности земли // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2018. — № 12. — С. 41–48.

5. Гераськин М.М. К вопросу кадастровой оценки земель // Экономика сельского хозяйства России. — 2011. — № 1. — С. 49–53.

6. Гераськин М.М. Организация территории экспериментальных сельскохозяйственных предприятий в регионе на основе агроландшафтного микрозонирования // Регионология. — 2007. — № 4 (61). — С. 98–105.

7. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям в Республике Мордовия на 01 января 2018 г. — Управление Росреестра по Республике Мордовия. — Саранск, 2018. — 97 с.

8. Форма 22–1, утвержденная постановлением Росстата от 06.08.2007 № 61 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности» на 01 января 2018 г. — Управление Росреестра по Республике Мордовия. — Саранск, 2018. — 4 с.

9. Форма 22–2, утвержденная постановлением Росстата от 06.08.2007 № 61 «Сведения о наличии и распределении земель по категориям и угодьям» на 01 января 2018 г. — Управление Росреестра по Республике Мордовия. — Саранск, 2018. — 4 с.

В современных условиях становления и развития рыночных отношений, с приданием земле статуса объекта недвижимости она стала не только как основное средство производства в сельском хозяйстве и фактором обеспечения продовольственной безопасности страны, но становится все более значимым экономическим фактором, влияющим на формирование бюджетов органов власти всех уровней от платы за пользование землей [4].

Накопленные в ходе ведения мониторинга земель сведения о земельных ресурсах как объектах правоотношений и рыночного оборота обеспечили проведение в регионах государственной кадастровой оценки земель всех категорий, определение кадастровой стоимости земли по единой для всей России технологии. Это позволило более эффективно решать приоритетные социальные, экономические и экологические задачи развития налогообложения в Российской Федерации [1, 3].

В настоящее время в субъектах Российской Федерации ведется ее актуализация. Необходимо отметить, что оценка стоимости земли является одним из важнейших условий функционирования и развития многоукладной экономики [5].

В целях повышения экономической и экологической эффективности использования земельных ресурсов в регионах ведется землеустройство. Например, в Республике Мордовия особенно активно оно проводилось в первые годы реализации земельной реформы (1991– 2000 гг.). Проведено перераспределение земель между землепользователями и категориями земель. Сформирован специальный фонд перераспределения земель, из которого по решениям органов исполнительной власти республики, по обращениям граждан и юридических лиц предоставлялись земельные участки для тех или иных целей. Велось их формирование.

Практиковалась организация территорий сельскохозяйственных предприятий на основе агроландшафтного микрозонирования [6].

Следует отметить, что с 1991 г. земля в России стала не только в государственной собственности, но и частной.

В результате земельных преобразований в регионе, по состоянию на 01.01.2018 г., числилось 2612,8 тыс. га, в том числе земель категорий: с.‑х. назначения — 1671,0 тыс. га (64%), населенных пунктов — 141,5 тыс. га (5,4%), лесного фонда — 657,2 тыс. га (25,5%), особо охраняемых природных территорий и объектов — 68,8 тыс. га (26%) [9].

Для Цитирования:
Гераськин М.М., Захаркина Р.А., Каргин В.И., Роль землеустройства, кадастра и мониторинга земель в формировании земельного налога в регионах. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: