Согласно определению ВОЗ, самоубийство – это преднамеренный акт убийства самого себя [3]. Согласно определению G. Deshais, данному в 1947 г., суицидальное поведение – это вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить собой, т.е. любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [5].
В настоящее время подход к пониманию этого явления изменился, и, по мнению современных авторов, суицидальное поведение – стадийный и динамический процесс, в котором суицидальная активность прогрессирует от начальных, малоосознаваемых внутренних форм до практической реализации суицидальных действий [4].
В мировой суицидологии наибольшим признанием пользуется концепция «диатеза-стресса», согласно которой суицидальное поведение возникает в результате наличия специфического диатеза и воздействия стрессоров, запускающих или ускоряющих формирование такого поведения [12].
За последнее десятилетие сформулированы три современных модели, фокусом которых является непосредственно суицид у молодежи: модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент [10]; интерперсональная модель Т. Джойнера [11]; некоторые последние разработки по когнитивной теории А. Спирито, Д. Мэттьюс, Э. Венцель, А.Т. Бек [9, 13, 14].
Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент [10] построена на эпидемиологических данных и рассматривает суицид как совокупность факторов: социально-культурных, психиатрических, психологических, семейных и биологических.
Согласно интерперсональной модели Т. Джойнера, истинная суицидальная попытка совершается только в том случае, если в одном человеке совпадают все три фактора: желание умереть из-за острого чувства одиночества, восприятие себя как бремени для близких людей, приобретенная толерантность к физической боли и редуцированный страх смерти [11].
Когнитивная модель суицидального поведения у молодежи – применение когнитивной теории Аарона Бека, разработанной в 1960–1980 гг. [9]. Так, для подростков, склонных к суициду, такие особенности их жизни, как неблагополучная ситуация в семье, насилие, пренебрежение со стороны родителей или наличие психических заболеваний у родителей и/или травля и отвержение со стороны ровесников, способствуют формированию определенного типа мышления, которому свойственны негативный взгляд на себя, окружающих и свое будущее. Такой тип мышления неминуемо вызывает сильные негативные эмоции (тревогу) и при отсутствии адаптивных стратегий совладания приводит к суицидальному кризису [9].