По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Роль второстепенных факторов в формировании суицидального поведения у лиц молодого возраста

Второстепенные факторы определяют предрасположенность к суицидальному поведению. Наряду с большим значением личностных особенностей, среди изученных факторов, по нашему мнению, ведущими являются внутрисемейные отношения.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Калишникова О.Э. Клинико-психологическое исследование самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1998. – № 8 – С. 53–56.

2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Суицид как феномен социально-психологической дезадаптации личности // Сборник нучных трудов МНИИ психиатрии. – М., 1978. – С. 6–26.

3. ВОЗ. Информационный бюллетень: Самоубийство. Март 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs398/ru/ (дата обращения: 2017).

4. Зотов П.Б., Уманский С.М. Книические формы и  динамика суицидального поведения // Суицидология. – 2011. – № 1. – С. 3–7.

5. Нечипоренко В.В., Шамрей В.К. Суицидология: вопросы клиники, диагностики и профилактики. – СПб.: Военно-медицинская академия, 2007. – 518 с

Согласно определению ВОЗ, самоубийство – это преднамеренный акт убийства самого себя [3]. Согласно определению G. Deshais, данному в 1947 г., суицидальное поведение – это вариант поведения личности, характеризующийся осознанным желанием покончить собой, т.е. любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни [5].

В настоящее время подход к пониманию этого явления изменился, и, по мнению современных авторов, суицидальное поведение – стадийный и динамический процесс, в котором суицидальная активность прогрессирует от начальных, малоосознаваемых внутренних форм до практической реализации суицидальных действий [4].

В мировой суицидологии наибольшим признанием пользуется концепция «диатеза-стресса», согласно которой суицидальное поведение возникает в результате наличия специфического диатеза и воздействия стрессоров, запускающих или ускоряющих формирование такого поведения [12].

За последнее десятилетие сформулированы три современных модели, фокусом которых является непосредственно суицид у молодежи: модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент [10]; интерперсональная модель Т. Джойнера [11]; некоторые последние разработки по когнитивной теории А. Спирито, Д. Мэттьюс, Э. Венцель, А.Т. Бек [9, 13, 14].

Модель развития суицидального поведения у подростков Д. Бридж, Т. Голдштейн, Д. Брент [10] построена на эпидемиологических данных и рассматривает суицид как совокупность факторов: социально-культурных, психиатрических, психологических, семейных и биологических.

Согласно интерперсональной модели Т. Джойнера, истинная суицидальная попытка совершается только в том случае, если в одном человеке совпадают все три фактора: желание умереть из-за острого чувства одиночества, восприятие себя как бремени для близких людей, приобретенная толерантность к физической боли и редуцированный страх смерти [11].

Когнитивная модель суицидального поведения у молодежи – применение когнитивной теории Аарона Бека, разработанной в 1960–1980 гг. [9]. Так, для подростков, склонных к суициду, такие особенности их жизни, как неблагополучная ситуация в семье, насилие, пренебрежение со стороны родителей или наличие психических заболеваний у родителей и/или травля и отвержение со стороны ровесников, способствуют формированию определенного типа мышления, которому свойственны негативный взгляд на себя, окружающих и свое будущее. Такой тип мышления неминуемо вызывает сильные негативные эмоции (тревогу) и при отсутствии адаптивных стратегий совладания приводит к суицидальному кризису [9].

Для Цитирования:
Д. Ф. Хритинин, М. А. Сумарокова, Е. П. Щукина, В. Д. Морозова, Роль второстепенных факторов в формировании суицидального поведения у лиц молодого возраста. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: