По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657 - 08.00.10

Роль внешнего аудита (контроля) Счетной палаты в противодействии коррупции

Кеворкова Жанна Аракеловна д-р экон. наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49 ORCID 0000-0002-8674-4216, e-mail: zhanna.kevorkova@mail.ru
Музаева Буйнта Джангаровна магистр Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: buintamuzaeva@mail.ru

В статье дается обзор объемов финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой Российской Федерации, и контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой Российской Федерации. Также предлагаются рекомендации по совершенствованию внешнего аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации в целях противодействия коррупции.

Литература:

1. Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2018–2024 годы (утв. Счетной палатой РФ) [Электронный ресурс]. — URL: http://audit.gov.ru/ about/document/strategy-2018-2024.php.

2. Глушко А.В. Счетная палата как орган внешнего государственного аудита // Право и государство: теория и практика. — 2014. — № 3 (111). — С. 41–45.

3. Давыдова Р.С., Кеворкова Ж.А. Место стратегического аудита в государственном финансовом контроле // Kant. — 2017. — № 2 (23). — С. 132–136.

4. Догучаева С.М. Анализ социально-экономической эффективности капитальных вложений в новые облачные компьютерные технологии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2014. — № 12. — С. 79.

5. Догучаева С.М. Проблемы организации информационного обеспечения в облачной среде различных видов экономической деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2015. — № 1 (73). — С. 33–35.

6. Егорова И.С. Организация аудита в целях противодействия коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — Т. 2. — № 9. — С. 176–191.

7. Егорова И.С. Особенности аудита эффективности: проблемы идентификации и осуществления // Аудитор. — 2017. — Т. 3. — № 1. — С. 29–36.

8. Коновалова Е.М., Кеворкова Ж.А. Международная практика организации системы антикоррупционного комплаенса // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — Т. 4. — № 2. — С. 14–19.

9. Кретова А.Ю., Олейник Д.Г. Организация деятельности Счетной палаты Российской Федерации: проблемы и мероприятия по их устранению // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. — 2016. — № 11 (393). — Вып. 54. — С. 81–90.

10. Саунин А.Н., Бергаль Е.В. Внутренний финансовый контроль и аудит в государственном секторе экономики // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2018. — № 7. — С. 31–37.

11. Халибеков А.Г., Кеворкова Ж.А. Причины и условия коррупции в России // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2016. — Т. 2. — № 5. — С. 82–84.

Целью исследования является деятельность бюджетных организаций. В связи с этим возникает такая проблема: организации уделяют недостаточно внимания аудиту (контролю) за использованием государственных средств, которое влечет за собой финансовые нарушения. Понятие коррупции описывается в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», где говорится, что это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим и юридическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими и юридическими лицами1 .

На данный момент уровень развития Российской Федерации характеризуется тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в системе управления экономикой, усилением борьбы с коррупцией и правонарушениями в экономической сфере.

Основополагающим нормативно-правовым актом, который устанавливает основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, является Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В п. 7 ст. 5 Закона № 273-ФЗ говорится, что Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции, ее деятельность регулируется Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»2 .

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата призвана контролировать порядок функционирования и оборот федеральных и иных ресурсов, в том числе в целях соблюдения стратегических целей, осуществлять задачи по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот, государственных гарантий и поручительств, бюджетных кредитов за счет федеральных и иных ресурсов, а также по определению достоверности бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов и обеспечивать в пределах своей компетенции меры по противодействию коррупции.

Для Цитирования:
Кеворкова Жанна Аракеловна, Музаева Буйнта Джангаровна, Роль внешнего аудита (контроля) Счетной палаты в противодействии коррупции. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: